Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Белинской С.В, судей Беспятовой Н.Н, Лепской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Комиссии УФСИН России по Калининградской области, УФСИН России по Калининградской области о признании незаконным решения, обязании устранить допущенные нарушения, по кассационной жалобе ФИО3 на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 19 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Беспятовой Н.Н, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился в суд с иском к Комиссии УФСИН России по Калининградской области, УФСИН России по Калининградской области о признании незаконным решения, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 17 октября 1994 года он проходил службу в органах внутренних дел, а с сентября 1998 года - в органах уголовно-исполнительной системы. 3 июня 2011 года уволен с должности начальника ОИХО ФКУ ИК-8 Управления ФСИН России по Калининградской области по выслуге срока службы, дающей право на пенсию. Решением жилищно-бытовой комиссии УИН Минюста России по Калининградской области от 27 мая 2004 года истец поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. 18 декабря 2013 года решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-8 Управления ФСИН России по Калининградской области он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с выявлением в представленных им документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет. 15 июля 2021 года истец обратился в комиссию УФСИН России по Калининградской области с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением Комиссии от 23 сентября 2021 года, оформленным протоколом N 3, в постановке на учет ему отказано со ссылкой на непредставление документов, требуемых правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. С указанным решением он не согласен, считает его незаконным, поскольку оно принято без учета существенных обстоятельств. В результате незаконных действий членов жилищно-бытовой комиссии он не смог реализовать свое право на обеспечение жильем.
Просил признать незаконным решение Комиссии УФСИН России по Калининградской области от 23 сентября 2021 года об отказе в постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, и обязать названную комиссию поставить его на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 24 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 19 июля 2022 года, исковые требования ФИО3 оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО3 ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения как незаконных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при разрешении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО3 проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, 3 июня 2011 года уволен со службы ФКУ ИК-8 УФСИН по Калининградской области по выслуге лет, дающей право на пенсию.
27 мая 2004 года решением жилищно-бытовой комиссии УИН МЮ РФ по Калининградской области ФИО3 поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
15 февраля 2011 года истец снят с учета в связи с переводом на другое место службы, а решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области от 21 марта 2011 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях и включен в соответствующие списки сотрудников данного учреждения.
В дальнейшем по результатам проверки выявлены нарушения при постановке ФИО3 на учет, в связи с чем, решением жилищнобытовой комиссии ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области от 18 декабря 2013 года ФИО3 снят с жилищного учета на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Основанием для такого решения послужило выявление того обстоятельства, что при подаче рапорта и документов для постановки на учет ФИО3 не уведомил жилищно-бытовую комиссию об отчуждении принадлежащей ему 1/3 доли "адрес", что свидетельствовало о преднамеренном ухудшении жилищных условий.
С учетом приведенного обстоятельства жилищно-бытовая комиссия ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области указала на отсутствие оснований для постановки ФИО3 на жилищный учет.
ФИО3 ранее обращался в суд с иском об оспаривании указанного решения жилищно-бытовой комиссии.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 28 февраля 2014 года ФИО3 в удовлетворении требований к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным, восстановлении в списках нуждающихся в жилых помещениях, компенсации морального вреда отказано.
После увольнения со службы ФИО3 неоднократно обращался в УФСИН России по Калининградской области с заявлениями о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Такие заявления подавались 25 июля 2014 года, 9 июня 2015 года, 8 сентября 2016 года, в удовлетворении которых отказано.
15 июля 2021 года ФИО3 вновь обратился в комиссию УФСИН России по Калининградской области с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением от 23 сентября 2021 года по результатам рассмотрения представленных заявителем документов в постановке ФИО3 на учет отказано, со ссылкой на то, что ФИО3 не относится ни к одной категории граждан, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представленные им документы не соответствуют требованиям пункта 6 Правил.
Разрешая заявленные ФИО3 исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положениями Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, исходил из того, что действия ответчика по отказу в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения являются обоснованными, поскольку на дату обращения истца с заявлением в комиссию УФСИН России по Калининградской области истец не был учтен в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Представленные ФИО3 для постановки на учет документы, не подтверждают право истца на постановку на учет.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отметив при этом, что из положений статей 4, 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставлено законодателем в зависимость от принятия федеральными органами исполнительной власти (и членов его семьи) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, а также их нахождение на указанном учете на момент предоставления единовременной социальной выплаты.
Не усматривая оснований для апелляционного вмешательства в судебное постановление суда первой инстанции, суд второй инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года ФИО3 не состоял. При этом, решением Центрального районного суда г. Калининграда от 28 февраля 2014 года установлено, что в 2004 году ФИО3 был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий без законных оснований, в связи с чем решение жилищно - бытовой комиссии ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области от 18 декабря 2013 года о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, является законным и обоснованным.
Оснований для выводов о наличии у истца права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ суд апелляционной инстанции не усмотрел, отметив, что само по себе наличие у истца требуемой законом общей выслуги не свидетельствует о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку приведенным правовым регулированием предусмотрено право на предоставление единовременной социальной выплаты при условии принятия на соответствующий учет в период прохождения службы.
ФИО3 является гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах уголовно-исполнительной системы, а по смыслу положений статьи 6 Федерального закона 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязательным условием для предоставления указанной категории граждан единовременной социальной выплаты является их принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходили службу сотрудники, а также их нахождение на указанном учете на момент предоставления единовременной социальной выплаты. Поскольку ФИО3 к указанной категории граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, не относится и на него нормативные положения статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, применяемые во взаимосвязи с пунктом 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, не распространяются, оснований для постановки ФИО3 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у ответчика не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, и надлежащим образом применили нормы материального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления социальной выплаты).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с пунктом 14 Правил право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшейся у них надень увольнения.
Положениями статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения имеют:
- сотрудники, имеющие специальное звание и проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, продолжительность службы которых в таком учреждении составляет не менее 10 лет и нуждающиеся в улучшении жилищных условий по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ;
- граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, продолжительность службы которых в таком учреждении составляет не менее 10 лет, но либо принятые в период прохождения службы на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, либо принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года в системе УФСИН России.
Поскольку истец в настоящее время не является действующим сотрудником УФСИН России, на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не состоит, лицом, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, не является, обратился с рассматриваемым заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 15 июля 2021 года, уже после увольнения со службы, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Вопреки доводам кассатора возможность принятия на учет в целях получения единовременной социальной выплаты в силу требований пункта 4 Правил, а также части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрена только в отношении сотрудников федеральных органов исполнительной власти, то есть, лиц, проходящих службу до их увольнения.
Доводы заявителя по существу повторяют позицию истца при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции при рассмотрении его апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену судебного постановления.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм права.
Законность принятого судом апелляционной инстанции судебного постановления не нуждается в дополнительной правовой аргументации.
Нарушений либо неправильного применения судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 19 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.