Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 октября 2005 г. N А56-50075/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Ломакина С.А. и Никитушкиной Л.Л., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Незнаевой М.В. (доверенность от 30.12.04 N 03-05-3/12323к), от общества с ограниченной ответственностью "Витязь" Антонова В.М. (доверенность от 01.06.05), рассмотрев 25.10.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Витязь" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.05 по делу N А56-50075/2004 (судьи Тимошенко А.С., Борисова Г.В., Семиглазов В.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Витязь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу (в настоящее время Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция) от 15.10.04 N 11/163 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 371 057 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за июнь 2004 года, а также об обязании налогового органа возместить названную сумму налога путем зачета.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области суда от 22.03.05 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.05 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области суда от 22.03.05 изменено. Суд признал недействительным решение Инспекции в части отказа в возмещении 128 481 руб. НДС за июнь 2004 года. В удовлетворении остальной части заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 16.08.05 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 22.03.05. По мнению подателя жалобы, ошибка в платежном поручении не может являться основанием для отказа в принятии к вычету суммы НДС, поскольку требования перечислять в платежном поручении реквизиты оплачиваемых счетов-фактур не предусмотрены нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Положением Центрального банка Российской Федерации от 03.10.02 N 2-П.
В отзыве Инспекция, считая доводы жалобы несостоятельными, просит оставить без изменения постановление от 16.08.05 в обжалуемой части.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Инспекции - доводы отзыва.
Законность постановления от 16.08.05 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество представило в Инспекцию декларацию по ставке 0 % за июнь 2004 года, а также документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В названной декларации налогоплательщик заявил к возмещению 371 057 руб.
По результатам камеральной проверки Инспекция приняла решение от 15.10.04 N 11/163 об отказе Обществу в возмещении 371 057 руб. НДС, ссылаясь на несоблюдение положений подпункта 1 пункта 1 статьи 165 и подпунктов 1 и 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ.
Налогоплательщик не согласился с решением Инспекции и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, сделал вывод о том, что оплату по счету-фактуре N 049 Общество подтвердило платежными поручениями от 08.05.02 N 84 и 86.
Апелляционный суд не согласился с таким выводом суда первой инстанции, поскольку в названных платежных поручениях основанием платежа указана счет-фактура N 45, которую налогоплательщик не представил ни налоговому органу, ни суду. Отсутствие документов, подтверждающих уплату указанной в счете-фактуре суммы, является основанием для отказа в возмещении НДС.
Кассационная инстанция считает вывод апелляционного суда правильным.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ обложение НДС производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы налога, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком декларации и соответствующих документов.
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что право на возмещение из бюджета суммы налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения им фактов уплаты налога поставщику, реального экспорта конкретного товара и представления полного пакета документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг); документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога; документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Требования к оформлению счетов-фактур содержатся в статье 169 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Факт экспорта установлен судами на основании материалов дела и не оспаривается Инспекцией. Порядок подтверждения права на возмещение при налогообложении по ставке 0%, предусмотренный пунктом 1 статьи 165 НК РФ, Обществом соблюден, требуемые документы представлены в полном объеме.
Вместе с тем апелляционный сделал правильный вывод о том, что заявитель не представил доказательств, подтверждающих оплату товара по счету-фактуре от 03.04.02 N 049, впоследствии отправленного на экспорт, а следовательно, и права на вычет на спорную сумму. Совпадение суммы в счете-фактуре N 049 и платежных поручениях от 08.05.02 N 84 и N 86, имеющих иное назначение платежа, "не означает изменение назначения платежа без внесения в документы определенных изменений".
Налогоплательщик не исполнил предложение суда представить дополнительные доказательства по этому факту, не объяснил причин несовпадения назначения платежа.
По мнению апелляционного суда, эти обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Общества на момент предъявления к возмещению оспариваемой суммы НДС первичных документов, оформленных в соответствии с требованиями пунктов 5-6 статьи 169 НК РФ, что в силу пункта 2 этой статьи лишает заявителя права на возмещение НДС. У суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки этого вывода и доказательств по спорному эпизоду.
Несостоятельной является ссылка подателя жалобы на Положение Центрального банка Российской Федерации от 03.10.02 N 2-П, поскольку названное Положение содержит требования к оформлению платежных поручений, правильность составления которых не оспаривается.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.05 законным и обоснованным, а жалобу Общества - не подлежащей удовлетворению.
Поскольку подателю жалобы определением суда кассационной инстанции уплата государственной пошлины отсрочена до рассмотрения жалобы по существу и жалоба отклонена, 500 руб. государственной пошлины подлежит взысканию с Общества.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.05 по делу N А56-50075/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Витязь" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Витязь" в доход федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 октября 2005 г. N А56-50075/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника