Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Калугина Д.М, Буруновой С.В, при секретаре
Кулиевой К.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Салаховой Венеры Риязовны к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального району Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Совету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании не действующими в части Генерального плана Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденного решением Совета Лаишевского муниципального района от 27 октября 2020 года N 18-РС, Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденных решением Совета Лаишевского муниципального района от 31 января 2022 года N 15-РС, по апелляционной жалобе Салаховой Венеры Риязовны на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения административного истца Салаховой В.Р, представителя административного истца Валеевой Г.Ю, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 27 октября 2020 года N 18-РС утвержден Генеральный план Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района (далее также - Генеральный план).
Данное решение опубликовано в газете " "данные изъяты"" от 28 октября 2020 года N а также вместе с Генеральным планом - на официальном портале правовой информации Республики Татарстан "данные изъяты" 28 октября 2020 года, Генеральный план Егорьевского сельского поселения размещен также в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).
Решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 31 января 2022 года N 15-РС утверждены Правила землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района (далее также - Правила землепользования и застойки).
Данное решение вместе с Правилами землепользования и застройки опубликованы на официальном портале правовой информации Республики Татарстан "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ.
Салахова В.Р. обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением (с учетом изменения требований в порядке ст.46 КАС) о признании Генерального плана Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденного решением Совета Лаишевского муниципального района от 27 октября 2020 года N 18-РС, Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденных решением Совета Лаишевского муниципального района от 31 января 2022 года N 15-РС, не действующими в части отображения на картах указанных нормативных правовых актов санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника (кадастровый номер N) на территории принадлежащих административному истцу земельных участков с кадастровым номером N, N, о возложении обязанности привести оспариваемые нормативные правовые акты в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права в части разрешенного использования: для размещения объектов дорожного сервиса, полагая, что оспариваемые нормы нарушают ее права и законные интересы, так как предусматривают ограничения при использовании указанных земельных участков.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 26 августа 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Салаховой Венеры Риязовны к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального району Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Совету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании не действующими в части Генерального плана Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденного решением Совета Лаишевского муниципального района от 27 октября 2020 года N 18-РС, Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденных решением Совета Лаишевского муниципального района от 31 января 2022 года N 15-РС, отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Салахова В.Р. просит решение Верховного Суда Республики Татарстан от 26 августа 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает о несогласии с выводами суда, что административным истцом не были направлены замечания и предложения в целях доработки проекта, связанные с определением правового режима в процессе подготовки и утверждения Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района от 31.01.2022 N15РС, поскольку обращалась в Исполнительный комитет Лаишевского района о внесении изменений в Генеральный план Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (письмо от 23.04.2018 г. N274-ОПГ); кроме того первоначально с административным исковым заявлением обратилась в Лаишевский районный суд 07.07.2021 г. Подтверждением нарушения прав административного истца является письмо от 23.04.2018 г. N274-ОПГ, где Исполнительный комитет Лаишевского района отказывает Салаховой В.Р. о внесении изменений в Генеральный план ссылаясь на то, что земельные участки находятся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника.
Административный истец Салахова В.Р. и ее представитель - Валеева Г.Ю, участвующие в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержали.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения административного истца, представителя административного истца, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Как следует из материалов административного дела, Салахова В.Р. является собственником объектов недвижимого имущества:
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 50214 кв.м, по адресу: "адрес";
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5993 кв.м, по адресу: "адрес".
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов, утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план, правила землепользования и застройки поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений, определен статьей 24 ГрК РФ.
Процедура подготовки и утверждения правил землепользования и застройки поселения, а также внесения в них изменений, определена статьями 31, 32, 33 ГрК РФ.
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в Лаишевском муниципальном районе является Совет района.
Из устных и письменных объяснений в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции следует, что административным истцом оспариваются отдельные положения Генерального плана Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденного решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 27 октября 2020 года N 18-РС, а также отдельные положения Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденных решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 31 января 2022 года N 15-РС.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Совета Лаишевского муниципального района от 12 августа 2020 года N 46-РС, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан "данные изъяты" 19 августа 2020 года, а также в газете " "данные изъяты"" от 19 августа 2020 года N назначены публичные слушания по проекту генерального плана Егорьевского сельского поселения; проект генерального плана поселения размещен на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан "данные изъяты" в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).
О согласии с проектом Генерального плана Егорьевского сельского поселения было представлено сводное заключение Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N
Оповещение о начале публичных слушаний по проекту Генерального плана Егорьевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N. опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан "данные изъяты" 2 сентября 2020 года, а также в газете " "данные изъяты"" от 2 сентября 2020 года N
Открытые обсуждения в рамках публичных слушаний по проекту были проведены во всех населенных пунктах Егорьевского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в назначенное вышеприведенным решением время.
Заключение по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ составлено Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района и доведено до всеобщего сведения путем размещения на официальном портале правовой информации Республики Татарстан "данные изъяты" 21 октября 2020 года, информация об этом размещена в газете " "данные изъяты"" от 21 октября 2020 года N.
Проект Генерального плана Егорьевского сельского поселения, включая картографический материал, являлся предметом экспозиции. В связи с несогласием с проектом, а также в целях доработки проекта организациями и гражданами были направлены предложения и замечания, связанные с определением правового режима принадлежащих им земельных участков и по другим вопросам.
Решением Совета Лаишевского муниципального района от 29 ноября 2021 года N 94-РС, опубликованным в газете " "данные изъяты"" 3 декабря 2021 года N, на официальном портале правовой информации Республики Татарстан "данные изъяты" 6 декабря 2021 года, а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан "данные изъяты" 6 декабря 2021 года и обнародованным на информационных стендах в населенных пунктах Егорьевского сельского поселения, назначены публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения.
Оповещение о начале публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N. опубликовано в газете " "данные изъяты"" от 8 декабря 2021 года N, на официальном портале правовой информации Республики Татарстан "данные изъяты" 8 декабря 2021 года, а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан "данные изъяты" 8 декабря 2021 года, кроме того обнародовано на информационных стендах в населенных пунктах Егорьевского сельского поселения.
Обсуждения в рамках публичных слушаний по проекту были проведены во всех населенных пунктах Егорьевского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ в назначенное время, о чем был составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ
Заключение по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ составлено и доведено до всеобщего сведения путем размещения на официальном портале правовой информации Республики Татарстан "данные изъяты" 23 января 2022 года.
Правила землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения, включая картографический материал, являлся предметом экспозиции. В связи с несогласием с проектом, а также в целях доработки проекта организациями и гражданами были направлены предложения и замечания, связанные с определением правового режима принадлежащих им земельных участков и по другим вопросам.
Проанализировав указанные и иные положения ГрК РФ во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые Генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты Советом Лаишевского муниципального района в пределах, предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка принятия данных нормативных правовых актов, введения их в действие, в том числе правил опубликования. По данным основаниям Генеральный план и Правила землепользования и застройки административным истцом не оспариваются.
Суд апелляционной инстанции находит верным вывод суда первой инстанции, что недочеты, допущенные при проведении отдельных процедур подготовки проекта Генерального плана и Правил землепользования и застройки сельского поселения, не могут служить безусловным и достаточным основанием для признания недействующими оспариваемых нормативных правовых актов, поскольку они не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанных документов, повлиявшему на законность принятия этих нормативных правовых актов.
Указанный вывод соответствует разъяснениям, данным в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума Верховного суда РФ N50).
Оспаривая Генеральный план и Правила землепользования и застройки в части отображения на картах указанных нормативных правовых актов санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника (кадастровый номер N) на территории принадлежащих административному истцу земельных участков с кадастровым номером N N административный истец указывает на то, что санитарно-защитная зона скотомогильника в установленном действующим законодательством порядке и компетентным органом (должностным лицом) не устанавливалась, постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по данному поводу не готовилось и не принималось, проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров отсутствует, в связи с чем отображение на картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки зоны с особыми условиями использования территорий - санитарно-защитной зоны скотомогильника, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в части возможности определения вида разрешенного использования земельных участков и их использования.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 4 ГРК РФ, в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее также - Федеральный закон N52-ФЗ) определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона N52-ФЗ порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждается Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - постановление Правительства N222, Правила), вступившим в силу с 15.03.2018 (по истечении 7 дней со дня официального опубликования - официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.03.2018).
Ранее требования к установлению санитарно-защитных зон были регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (далее также - СанПиН 1200-03), которые с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 действуют в части, не противоречащей Правилам.
Согласно пункту 1 указанных Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы в зависимости от класса опасности объекта (пункт 3 Правил) по результатам рассмотрения заявления, поданного лицами, указанными в пунктах 6, 7, 9 и 10 Правил.
Ранее установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществлялось постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2. СанПиН 1200-03).
Сибиреязвенные скотомогильники отнесены к I классу санитарной классификации объектов и сооружений и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 1000 м. (пункт 7.1.12 СанПиН 1200-03).
В силу положений пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Как следует из ответа Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан на запрос суда первой инстанции, на территории Державинского сельского поселения Лаишевского района Республики Татарстан расположен сибиреязвенный скотомогильник с кадастровым номером N; на территории Егорьевского сельского поселения Лаишевского района Республики Татарстан расположен сибиреязвенный скотомогильник с кадастровым номером N согласно сведений реестра санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию Роспотребнадзора, санитарно-эпидемиологические заключения по проектам санитарно-защитных зон указанных сибиреязвенных скотомогильников не выдавались, границы санитарно-защитных зон данных объектов решениями Роспотребнадзора не устанавливались.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на карте зон с особыми условиями использования территории оспариваемого Генерального плана отображены ориентировочные границы санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника (кадастровый номер N), расположенного в Державинском сельском поселении Лаишевского муниципального района; на карте градостроительного зонирования (территориальные зоны), карте градостроительного зонирования (зоны с особыми условиями использования территории) Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения санитарно-защитная зона сибиреязвенного скотомогильника (кадастровый номер N), расположенного в Державинском сельском поселении Лаишевского муниципального района не отображена.
В разделе 3.1 тома "Пояснительная записка "Охрана окружающей среды" Генерального плана Егорьевского сельского поселения непосредственно указано об отсутствии установленных санитарно-защитных зон, а также, что размеры санитарно-защитных зон для объектов, расположенных на территории Егорьевского сельского поселения (за исключением асфальтобетонного завода ООО "Предприятие нерудных материалов "Бима") приняты ориентировочно в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В главе Х Правил землепользования и застройки санитарно-защитная зона указанного скотомогильника не описана, градостроительные регламенты (ограничения) в отношении земельных участков, расположенных в ее границах, не изложены.
Как правильно отмечено судом первой инстанции отображение на картах Генерального плана ориентировочных границ санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника (кадастровый номер N) в отсутствие принятого в установленном действующим законодательством порядке и компетентным органом (должностным лицом) решения об установлении санитарно-защитной зоны указанного скотомогильника, ее размеров и границ, следует расценивать как указание на невозможность учета границ этих зон в отсутствие проекта санитарно-защитной зоны и установления границ зон компетентным органом (должностным лицом), их информационно-справочный характер.
Судом первой инстанции верно указано, что воспроизведение в оспариваемом Генеральном плане содержания установленного Санитарными правилами 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 13 мая 2010 года N 56, регламента использования земельных участков в санитарно-защитной зоне сибиреязвенных скотомогильников, носит информационно-справочный характер.
Суд первой инстанции, с чем соглашается суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении административных исковых требований Салаховой В.Р, также исходил из отсутствия доказательств нарушения прав Салаховой В.Р. отображением на картах Генерального плана ориентировочных границ санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, носящих информационно-справочный характер, и того, что само по себе отображение зон с особыми условиями использования территории на картах Генерального плана как документа территориального планирования не препятствует использованию земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования, поскольку правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, градостроительных регламентов и требованиями законодательства, что следует из норм пункта 8 статьи 1, статьи 7, части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из устных и письменных объяснений административного истца и его представителя в суде апелляционной инстанции следует, что нарушение прав административный истец связывает с изменением назначения земель, поскольку согласно оспариваемому Генеральному плану, утвержденному решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 27.10.2020 N18-РС, и Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Совета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 31.01.2022 N15-РС, принадлежащие административному истцу земельные участки с кадастровыми номерами N и N находятся в зоне сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должно быть указано требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений (пункт 8 части 2 статьи 209 КАС РФ).
В соответствии со статьей 46 КАС РФ административный истец вправе изменить основание или предмет административного иска, отказаться от административного иска полностью или частично.
Из приведенных правовых норм следует, что право определения предмета иска и способа защиты прав принадлежит только административному истцу, в связи с чем, исходя из заявленных требований все иные формулировки и толкование данного требования судом, а не истцом означают фактически выход за пределы заявленного административным истцом к административному ответчику требования.
Федеральный законодатель в части 1 статьи 178 КАС РФ, определяя круг вопросов, разрешаемых при принятии решения суда, установилобязанность принятия решения исключительно по заявленным административным истцом требованиям, предоставляя право выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных названным кодексом.
Как разъяснено в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N50, акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Поскольку нарушения порядка принятия и введения в действие оспариваемых в рамках настоящего дела в части нормативных правовых актов судом не установлено, иных оснований, по которым суд может выйти за пределы требований административного истца, заявленных в рамках настоящего дела, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено.
Принимая во внимание, что административным истцом были заявлены требования о признании недействующим Генеральный план и Правил землепользования и застройки в части отображения на картах указанных нормативных правовых актов санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника (кадастровый номер N) на территории принадлежащих административному истцу земельных участков с кадастровым номером N, N, учитывая, что требования о признании Генерального плана Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденного решением Совета Лаишевского муниципального района от 27 октября 2020 года N 18-РС, Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденных решением Совета Лаишевского муниципального района от 31 января 2022 года N 15-РС, недействующими в части установления в отношении принадлежащих административному истцу земельных участков функциональной и территориальной зон Салаховой В.Р. не были заявлены, в связи с чем требования административного истца о возложении обязанности привести оспариваемые нормативные правовые акты в соответствии свидетельства о государственной регистрации права в части разрешенного использования: для размещения объектов дорожного сервиса, исходя из предмета и оснований административного иска, были обоснованно рассмотрены судом первой инстанции как производные от требований об оспаривании нормативных правовых актов, т.е. как правовосстановительная мера.
Исходя из того, что судом первой инстанции не установлено несоответствие Генерального плана и Правил землепользования и застройки оспариваемых в части отображения на картах указанных нормативных правовых актов санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника (кадастровый номер N) на территории принадлежащих административному истцу земельных участков с кадастровым номером N, N, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем у суда отсутствовали основания и для возложения обязанности приведения их в соответствие.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с установлением оспариваемыми нормативными правовыми актами в отношении принадлежащих административному истцу земельных участков функциональной и территориальной зон. При этом, как указано выше, соответствующие требования в рамках данного дела административным истцом не были заявлены.
Вместе с тем административный истец не лишен возможности оспаривания Генерального плана Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденного решением Совета Лаишевского муниципального района от 27 октября 2020 года N 18-РС, Правил землепользования и застройки Егорьевского сельского поселения Лаишевского муниципального района, утвержденных решением Совета Лаишевского муниципального района от 31 января 2022 года N 15-РС, недействующими в части установления в отношении принадлежащих ему земельных участков функциональной и территориальной зон, в том числе с учетом обстоятельств, установленных обжалуемым судебным актом.
Иные доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Доводов, способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционные жалобы не содержат. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 26 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Салаховой Венеры Риязовны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.