Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Батялова В.А, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А, при секретаре З.А.М., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Башкортостан к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими отдельных положений Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, по апелляционному представлению заместителя прокурора Республики Башкортостан и апелляционным жалобам Правительства Республики Башкортостан, Министерства здравоохранения Республики Башкортостан
на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 августа 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогачёвой Ю.А, объяснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, представителя административного ответчика Правительства Республики Башкортостан - ФИО11, заинтересованного лица Министерства здравоохранения Республики Башкортостан - ФИО12, судебная коллегия
установила:
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 декабря 2021 года N 702 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Республиканская программа).
Прокурор Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими положения раздела 7 Республиканской программы в части:
определения норматива финансовых затрат на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях за счет средств бюджета Республики Башкортостан на 2022 год, норматива финансовых затрат на 1 обращение в связи с заболеваниями при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях за счет средств бюджета Республики Башкортостан на 2022 год, норматива финансовых затрат на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров при оказании специализированной медицинской помощи за счет средств бюджета Республики Башкортостан на 2022 год.
Требования мотивировал противоречием оспариваемых положений федеральному законодательству, поскольку ими установлены заниженные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по сравнению с аналогичными нормативами, установленными на федеральном уровне, что нарушает права граждан, проживающих на территории Республики Башкортостан, на получение бесплатной медицинской помощи надлежащего объема и качества, нарушает интересы государственных и муниципальных медицинских учреждений на возмещение расходов по обслуживанию пациентов из соответствующего бюджета.
Просил также признать недействующим приложение N 7 Республиканской программы в части отсутствия в ней перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению бесплатно и с 50-процентной скидкой, и отсутствия перечня изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 августа 2022 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Признан недействующим со дня вступления решения в законную силу раздел 7 постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 декабря 2021 года N 702 (редакция от 5 августа 2022 года) "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов" в части определения норматива финансовых затрат на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях за счет средств бюджета Республики Башкортостан на 2022 год, норматива финансовых затрат на 1 обращение в связи с заболеваниями при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях за счет средств бюджета Республики Башкортостан на 2022 год, норматива финансовых затрат на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров при оказании специализированной медицинской помощи за счет средств бюджета Республики Башкортостан на 2022 год.
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о признании приложения N 7 постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 декабря 2021 года N 702 (редакция от 5 августа 2022 года) "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов" недействующим в части отсутствия перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатной, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторной лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, сформированного в объеме не менее объеме, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N2406-р перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в части отсутствия перечня изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно, отказано.
На решение суда заместителем прокурора Республики Башкортостан подано апелляционное представление, административным ответчиком и заинтересованным лицом - апелляционные жалобы.
В апелляционном представлении прокурор просит отменить судебное решение в части отказа в удовлетворении требований, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Доводы представления аналогичны доводам административного иска.
В апелляционных жалобах Правительства и Министерства здравоохранения Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда в той части, в которой требования удовлетворены. Ссылаются на отсутствие несоответствия оспариваемых положений региональной программы требованиям федерального законодательства, действовавшим на момент предъявления административного иска.
Относительно доводов апелляционного представления и апелляционной жалобы сторонами представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренков Е.А апелляционное представление поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в нем, возражал против удовлетворения апелляционных жалоб Правительства и Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
Представители административного ответчика и заинтересованного лица ФИО11, ФИО12 возражали против удовлетворения представления прокурора, просили удовлетворить апелляционные жалобы, по доводам, изложенным в них.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционного представления и жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 КАС РФ).
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению, являются:
нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца;
соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие соответствующих актов; требований к форме, виду и процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акт, к правилам введения их в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу;
соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 208 КАС РФ).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72).
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Федеральная программа).
Данная Федеральная программа устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно; базовую программу ОМС; средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты; требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1) (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ).
Так, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (пункт 3 части 1 статьи 16, часть 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ).
В соответствии с положениями части 2 статьи 81 указанного Федерального закона в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают:
1) целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
2) перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;
3) порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке;
4) порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
5) перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
6) перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
7) объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
8) объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования;
9) перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
10) порядок и размеры возмещения расходов, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме.
Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи (часть 3).
Законом Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N474-з установлено, что Правительство Республики Башкортостан является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов Республики Башкортостан, указов Главы Республики Башкортостан издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Башкортостан (статья 21).
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 декабря 2021 года N 702 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Республиканская программа, Территориальная программа).
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 27 декабря 2021 год, "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", 2 марта 2022 год, N 7(733), ст. 461.
В Республиканскую программу постановлениями Правительства Республики Башкортостан от 29 апреля 2022 года N 199, от 5 августа 2022 года N 468 внесены изменения, которые опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 29 апреля и 10 августа 2022 года соответственно.
Суд первой инстанции с учетом приведенных норм сделал правомерный вывод, что оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие и по данным основаниям не оспаривается.
Разделом 7 Республиканской программы (в редакции постановлений Правительства Республики Башкортостан от 29 апреля 2022 года N199 и 5 августа 2022 года N468) определены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой гражданам в Республике Башкортостан:
норматив финансовых затрат на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях за счет средств бюджета Республики Башкортостан на 2022 год - 484, 07 рубля (с учетом межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Башкортостан в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан -492, 02 рубля);
норматив финансовых затрат на 1 обращение в связи с заболеваниями при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях -1 015, 74 рубля;
на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров при оказании специализированной медицинской помощи - 14 391, 05 рубля.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые положения Территориальной программы в части нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права граждан, поскольку снижают уровень государственных гарантий бесплатной медицинской помощи по сравнению с Федеральной программой.
Судебная коллегия указанные выводы суда признает верными, основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Сопоставление оспариваемых положений о нормативах финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи Территориальной программы с аналогичными нормами Федеральной программы свидетельствует о том, что Правительством Республики Башкортостан названные нормативы определены в меньшем объеме по сравнению с нормативами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N2505.
Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспорены.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что региональные нормы вступают в противоречие с федеральным правовым регулированием, поскольку нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, устанавливаемые Территориальной программой, должны соответствовать Федеральной программе, устанавливающей названные нормативы как средние показатели, являющиеся государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в меньшем размере.
Вопреки доводам апелляционных жалоб административного ответчика и заинтересованного лица, федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правового регулирования в области охраны здоровья, одновременно установилобъемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой, а дополнительные виды и дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи, а также условия оказания медицинской помощи могут быть предусмотрены Территориальной программой при условии выполнения финансовых нормативов, установленных Федеральной программой.
Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи субъект Российской Федерации должен учитывать наряду с порядком оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, действие которых распространяется на всю территорию Российской Федерации, особенности половозрастного состава населения, уровень и структуру заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, климатические и географические особенности региона и транспортную доступность медицинских организаций, а также сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 4 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323).
Довод апелляционных жалоб, что на момент предъявления административного иска прокурором действовала иная редакция Республиканской программы (от 23 декабря 2021 года), которая не противоречила Федеральной программе, является несостоятельной.
Как верно указал суд первой инстанции, исходя из системного анализа положений статьи 208, 210 214 КАС РФ, с учетом разъяснений, данных в пунктах 19, 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" проверке и оценке подлежит действующая редакция нормативного правового акта.
Правомерными и обоснованными судебная коллегия признает и выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим приложения N7 Республиканской программы в части отсутствия в ней перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению бесплатно и с 50-процентной скидкой, и отсутствия перечня изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно.
Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Законодателем в пункте 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность установить в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно, а также с пятидесятипроцентной скидкой.
Этот перечень, как прямо предусмотрена законом, должен быть сформирован в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Как следует из содержания Республиканской программы, в ней содержатся указания на случаи и порядок обеспечения населения лекарственными препаратами в соответствии со стандартами медицинской помощи в объеме не менее перечня ЖНВЛП, отпускаемых по рецептам бесплатно, а также с пятидесятипроцентной скидкой (пункты 2.1.1, раздел 3.3).
Кроме того, приложение N7 Республиканской программы содержит Перечень лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно по рецептам врачей врачей-специалистов и специалистов о средним медицинским образованием в случае возложения в установленном порядке на них полномочий лечащего врача, лицам, включенным в Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственных медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам апелляционного представления, Территориальной программой во исполнение требований пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ установлен перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно, а также с пятидесятипроцентной скидкой, который включает в себя жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, утвержденные Правительством Российской Федерации, и дополнительно лекарственные препараты, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Как следует их пояснений представителей административного ответчика и заинтересованного лица, перечень ЖНВЛП неоднократно изменяется во время действия нормативного правового акта, и отсылочная норма в Республиканской программе способствует более эффективному оказанию медицинской помощи.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, республиканский нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству.
Довод апелляционного представления о противоречии Территориальной программы нормам федерального законодательства в части отсутствия в ней перечня изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный.
При рассмотрении дела, а также в апелляционном представлении административным истцом не приведены нормы большей юридической силы, которым бы противоречил в данной части оспариваемый нормативный правовой акт.
Требования к содержанию территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлены статьей 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ, которая не возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации образность непосредственного установления в рамках территориальной программы перечня изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно.
Вместе с тем, отсутствие такого перечня в Территориальной программе само по себе не свидетельствует о нарушении прав граждан на бесплатное получение соответствующих изделий медицинского назначения.
Исходя из системного анализа положений федерального законодательства (Федеральные законы "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", "О государственной социальной помощи", Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N2505) Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, устанавливая гарантированный объем помощи, не охватывает все случаи бесплатного предоставления гражданам лекарств и медицинских изделий, что не исключает обеспечение соответствующих категорий граждан лекарствами и медицинскими изделиями в рамках мер социальной поддержки, установленных как на федеральном, так и на региональном уровнях.
При изложенных обстоятельствах, в силу требований вышеприведенных правовых норм, выводы суда первой инстанции о частичном удовлетворении предъявленных исковых требований, судебная коллегия признает верными, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих данные правоотношения, всестороннем, полном исследовании и оценке всех юридически значимых обстоятельств по делу.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что предметом настоящего спора являлась Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 декабря 2021 года N 702.
Положения именно этого правого акта проверялись судебными инстанциями на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и соблюдения требований к форме, виду и процедуре его принятия и введения в действие.
Недействующими признаны положения раздела 7 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Однако, в резолютивной части решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 августа 2022 года ошибочно указано на признание недействующим раздела 7 постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 декабря 2021 года N 702, и на отказ в признании недействующим приложения 7 постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 декабря 2021 года N 702, которым данная Республиканская программа была утверждена.
Поскольку данное обстоятельство на правильность выводов суда не влияет и не влечет отмену судебного решения, судебная коллегия полагает необходимым изложить абзацы 2, 3 резолютивной части решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 августа 2022 года в новой редакции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Республики Башкортостан, апелляционные жалобы Правительства Республики Башкортостан, Министерства здравоохранения Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Изложить абзацы 2, 3 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу раздел 7 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 декабря 2021 года N 702 (редакция от 5 августа 2022 года), в части определения норматива финансовых затрат на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях за счет средств бюджета Республики Башкортостан на 2022 год, норматива финансовых затрат на 1 обращение в связи с заболеваниями при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях за счет средств бюджета Республики Башкортостан на 2022 год, норматива финансовых затрат на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров при оказании специализированной медицинской помощи за счет средств бюджета Республики Башкортостан на 2022 год.
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о признании приложения N 7 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 декабря 2021 года N 702 (редакция от 5 августа 2022 года), недействующим в части отсутствия перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатной, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторной лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, сформированного в объеме не менее объеме, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N2406-р перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в части отсутствия перечня изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.