Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Батялова В.А, судей
Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А.
при секретаре
Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Губайдуллина Даиля Мансуровича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункт 388 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 1907 от 15 декабря 2020 года, о признании недействующим пункт 1928 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 1810 от 24 декабря 2019 года с момента принятия, по апелляционной жалобе Губайдуллина Даиля Мансуровича на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 сентября 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителя административного истца Губайдуллина Д.М. - ФИО1 представителя заинтересованного лица Губайдуллиной А.Р. - ФИО2 представителя заинтересованного лица Губайдуллина Р.Р. - ФИО3 заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
24 декабря 2019 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издало приказ N 1810"Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Приказ N 1810 опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/.
Пунктом 1927 Перечня на 2020 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес"
Пунктом 1928 Перечня на 2020 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес"
15 декабря 2020 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издало приказ N 1907"Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Приказ N 1907 опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/.
Пунктом 388 Перечня на 2021 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес"
Губайдуллин Д.М, являясь собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами N находящихся в нежилом здании с кадастровым номером N и собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что спорные объекты недвижимости и земельные участки, на котором они расположены не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права административного истца, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере. С учетом уточнённого административного искового заявления просил суд признать недействующим пункт 388 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республик Башкортостан N 1907 от 15 декабря 2020 года, пункт 1928 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 1810 от 24 декабря 2019 года, с момента принятия.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 сентября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Губайдуллина Д.М. отказано.
В апелляционной жалобе Губайдуллин Д.М. просит решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 сентября 2022 года отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме, в обоснование доводов ссылается на то, что судом не учтено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 декабря 2015 года, которым произведен раздел нежилого здания с кадастровым номером N в натуре, право долевой собственности на объект прекращено. Таким образом, объект ТСК " "данные изъяты"" перестал существовать в натуре. Также суду были представлены кадастровые паспорта и выписки из реестра прав недвижимости в отношении выделенных в натуре объектов недвижимости по состоянию на 20 июня 2016 года и февраль 2022 года соответственно, согласно которым назначение использования этих объектов не определено. Фактически помещения не используются для осуществления какой-либо деятельности в настоящее время. Кроме того, Губайдуллиным Д.М. сдается лишь часть нежилого помещения, площадью 124, 2 кв.м в аренду ООО " "данные изъяты"" для размещения магазина "Красное и белое". Каких либо иных торговых площадей в здании не имеется.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Республики Башкортостан представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности судебного акта.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Губайдуллина Д.М. - ФИО4 участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 сентября 2022 года.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Губайдуллиной А.Р. - ФИО5 представитель заинтересованного лица Губайдуллина Р.Р. - ФИО6 участвующие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренков Е.А. в заключении полагал необходимым оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного истца Губайдуллина Д.М. - ФИО7 представителя заинтересованного лица Губайдуллиной А.Р. - ФИО8 представителя заинтересованного лица Губайдуллина Р.Р. - ФИО9 заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N307-ФЗ).
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в том числе к ним отнесены: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В соответствии с пунктом 3 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п.5 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 ст. 378.2 НК РФ).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м. и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежало включению такое отдельно стоящее нежилое здание, которое отвечало хотя бы одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции указал, что на момент утверждения Перечней, согласно документам технического учета (инвентаризации) более 20 процентов общей площади помещений, расположенных в спорном здании по своему назначению предусматривают размещение в нем торговых объектов.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з, пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования. По данному основанию административный истец нормативные правовые акты не оспаривает.
Судом первой инстанции установлено, что пунктом 388 Перечня на 2021 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" а также пунктом 1928 Перечня на 2020 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
Как следует из материалов дела, Губайдуллин Д.М. является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами N находящихся в нежилом здании с кадастровым номером N
При таких обстоятельствах, Губайдуллин Д.М. является субъектом правоотношений, регулируемых обжалуемыми нормативными правовыми актами, в связи с чем вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером N имеет наименование "торгово-сервисный комплекс", назначение "нежилое", площадь - 1 739, 7 кв.м, количество этажей - 4, в том числе подземных 0, местоположение: "адрес"
Как следует из выписок Единого государственного реестра недвижимости, предоставленных филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан по запросу суда апелляционной инстанции в состав нежилого здания с кадастровым номером N входят нежилые помещения с кадастровыми номерами N
Объект недвижимости с кадастровым номером N имеет площадь 41, 5 кв.м, назначение "нежилое", объект недвижимости с кадастровым номером N имеет площадь 13, 9 кв.м, назначение "нежилое", наименование "помещение", объект недвижимости с кадастровым номером N имеет площадь 452, 8 кв.м, назначение "нежилое помещение", объект недвижимости с кадастровым номером N имеет площадь 421, 5 кв.м, назначение "нежилое помещение", объект недвижимости с кадастровым номером N имеет площадь 176, 2 кв.м, назначение "нежилое", наименование "помещение", объект недвижимости с кадастровым номером N имеет площадь 174, 5 кв.м, назначение "нежилое", объект недвижимости с кадастровым номером N имеет площадь 247 кв.м, назначение "нежилое", наименование "помещение", объект недвижимости с кадастровым номером N имеет площадь 19, 6 кв.м, назначение "нежилое", наименование "помещение", объект недвижимости с кадастровым номером N имеет площадь 15, 9 кв.м, назначение "нежилое", наименование "помещение", объект недвижимости с кадастровым номером N имеет площадь 5, 8 кв.м, назначение "нежилое", наименование "помещение", объект недвижимости с кадастровым номером N имеет площадь 5, 9 кв.м, назначение "нежилое", наименование "помещение", объект недвижимости с кадастровым номером N имеет площадь 225, 7 кв.м, назначение "нежилое", объект недвижимости с кадастровым номером N имеет площадь 228, 1 кв.м, назначение "нежилое", наименование "помещение".
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, здание с кадастровым номером N расположено в пределах земельного участка с кадастровыми номерами N - вид разрешенного использования: для обслуживания 2-х этажного здания, N - вид разрешенного использования: под прилегающую территорию к зданию мастерских.
Виды разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N на которых расположено здание, однозначно и бесспорно не предполагают размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Исходя из позиций 14, 20, 21 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" (далее - Национальный стандарт), устанавливающего термины и определения основных понятий в области торговли, торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (по типу торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности, различают стационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты); торговое предприятие (предприятие торговли) - имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли (к торговым предприятиям относят предприятия розничной торговли, оптовой торговли и оптово-розничной торговли); предприятие розничной торговли - торговое предприятие, используемое для осуществления розничной торговли. (к предприятиям розничной торговли относят магазины, павильоны, киоски и т.п.).
Согласно позиции 38 Национального стандарта магазин относится к одному из типов предприятий розничной торговли и представляет собой стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Кроме того, Национальный стандарт содержит, в том числе, такие термины и определения, как торговый зал предприятия розничной торговли (позиция 112), склад (позиция 33), складское помещение (позиция 91), подсобное помещение торгового предприятия (позиция 97).
Как следует из технического паспорта на торговый комплекс по адресу: "адрес" составленного по состоянию на 12 декабря 2008 года Государственным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан здание включает: лит. А - торгово-сервисный комплекс, лит. А1, А2 - пристрой, лит. А3 - надстрой, лит.Б- Мастерская, общая площадь 2 652, 9 кв.м.
В последующем на нежилое здание были изготовлены отдельные технические паспорта на Литер А и Б.
Согласно техническому паспорту, составленному Государственным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан" по состоянию на 27 апреля 2009 года на отдельно стоящее 3-4-х этажное нежилое здание, наименование: торгово-сервисный центр" (лит. А, А1, А2, А3, А4, а), площадью 1 739, 7 кв.м, расположенное по адресу "адрес", объект состоит из лит А - торгово-сервисный комплекс, лит. А1, А2 - пристрой, лит. А3 - надстрой, лит. А4 - пристрой, лит. А - холодный пристрой.
Исходя из экспликации к поэтажному плану объект включал следующие помещения: венткамера, моечная, лаборатория, коридор, санузел, изолятор, торговый зал (69 кв.м), склад, торговый зал (15 кв.м), торговый зал (48, 6 кв.м), торговый зал (102, 6 кв.м), подсобное, эл.щитовая, торговый зал (37, 3 кв.м), торговый зал (103 кв.м), торговый зал (225, 2 кв.м), торговый зал (11, 3 кв.м), торговый зал (14, 5 кв.м), торговый зал (36, 2 кв.м.), лифт, машинное отделение, торговый зал (38, 2 кв.м), торговый зал (31 кв.м), торговый зал (105, 6 кв.м), торговый зал (237, 2 кв.м), торговый зал (29, 8 кв.м), торговый зал (38 кв.м), торговый зал (16, 7 кв.м).
Из материалов дела следует, что 14 сентября 2018 года между ИП Губайдуллиным Д.М. и ООО " "данные изъяты"" заключен договор аренды N, согласно которому переданы за плату во временное владение и пользование нежилые помещения общей площадью 124, 2 кв.м для торговли в качестве универсама под коммерческим названием "данные изъяты"", срок аренды 10 лет.
Судом установлено, что общая площадь торговых помещений, подпадающих под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 66, 6%, то есть более 20% от общей площади 1 739, 7 кв.м.
Помещения с назначением "подсобная", "склад" не были учтены судом как торговые.
Действительно из анализа приведенных выше федеральных норм в их системном единстве следует, что площади торгового объекта составляют не только площади торговых залов, но и складов, иных подсобных помещений, недоступных для потребителей и фактически используемых для осуществления деятельности названных объектов, ведущей к извлечению прибыли.
Вместе с тем, ГОСТ Р 51303-2013, в примечании к пункту 111 определил, что к торговым помещениям не относят административно-бытовые помещения, а также помещения для приемки, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не осуществляют обслуживание покупателей.
Для включения складских помещений в состав торговых объектов недостаточно установить, что склад предназначен или используется в деятельности по продаже товаров (услуг), необходимо, чтобы он был функционально взаимосвязан с помещением, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. При отсутствии данных признаков склад не может быть признан торговым объектом.
В материалы дела данные доказательства не представлены, в связи с чем при подсчете площадей, назначение которых является торговыми, данные помещения судом не были учтены.
Согласно техническому паспорту на нежилые помещения 1, 2, 3, 4 этажей 3-4х этажного нежилого здания по адресу: "адрес" по состоянию на 4 мая 2017 года, составленного Участок г. Уфы ГБУ Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация, здание состоит из Лит А- нежилые помещения, фактическое использование торговое; ЛитА1-пристрой, фактическое использование-подсобное; Лит А3- нежилые помещения, фактическое использование- торговое; ЛитА4-нежилые помещения, фактическое использование-складское; Лит а- нежилые помещения, фактическое использование- торговое, общая площадь -867, 2 кв.м, разрешение на перепланировку не предъявлено.
Исходя из экспликации к поэтажному плану объект включает помещения с назначением: торговый зал (26 кв.м), торговый зал (8, 5 кв.м), торговый зал (21, 5 кв.м), торговый зал (30, 7 кв.м), торговый зал (225, 6 кв.м), торговый зал (13, 7 кв.м), торговый зал (53, 3 кв.м), торговый зал (10, 9 кв.м), торговый зал (9, 5 кв.м), торговое помещение (17, 7 кв.м), торговое помещение (11, 5 кв.м), касса-3, 8 кв.м.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованных лиц пояснили, что здание представляет собой торгово-сервисный комплекс " "данные изъяты" в котором расположены помещения, используемые в целях торговли- магазин для всей семьи " "данные изъяты"", магазин торговой сети " "данные изъяты"", магазин " "данные изъяты"", продуктовая лавка ИП "данные изъяты" кулинарный магазин, помещения сдаются в аренду для осуществления торговой деятельности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы из представленных в материалы дела документов следует, что на момент принятия оспариваемых актов у административного ответчика были основания для включения спорного объекта недвижимости в Перечни.
Так, в ЕГРН по состоянию на 24 декабря 2019 г. и на 15 декабря 2020 г. были следующие сведения у объекта недвижимости (здания) с кадастровым номером N, назначение здания - нежилое, наименование здания- торгово-сервисный комплекс, количество этажей (в том числе подземных)- 4, площадь 1739, 7, год завершения строительства -1975 г, право собственности зарегистрировано за ФИО10
Поскольку по своему предназначению спорное здание предусматривает размещение торговых объектов, исходя из подпункта 1 пункта 1, абзаца 1 подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, данное обстоятельство является самостоятельным основанием для включения указанного здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества и установления фактического использования этого здания не требуется.
Доводы представителя административного истца о том, что данные технического паспорта от 2009 года в настоящее время не соответствуют действительности, поскольку апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 10.12.2015 года произведен раздел в натуре нежилого здания с кадастровым номером N, в результате чего все помещения, выделенные истцу в этом здании торгового назначения не имеют, отклоняются как несостоятельные в силу следующего.
Как следует из материалов дела, решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 10.12.2015 года (дело N 33-8439/2015) по делу по иску Губайдуллина Д.М, встречному иску Губайдуллина Р.М. о выделе принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности на нежилое здание был произведен выдел в натуре доли Губайдуллина Д.М. и Губайдуллина Р.М. в здании с кадастровым номером N, назначение здания - нежилое, наименование здания- торгово-сервисный комплекс, количество этажей (в том числе подземных)- 4, площадь 1739, 7 кв.м.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Вместе с тем, техническая документация- проектная, градостроительная и разрешительная документация, выполнение инженерных изысканий и осуществление проектирования, документы о кадастровом учете и (или) госрегистрация прав на реконструированный ОКС, из которых следует, что в результате реконструкции, здание перестало отвечать требованиям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, суду не представлены.
При отсутствии в настоящее время указанных документов оснований полагать, что на момент принятия оспариваемых актов у административного ответчика отсутствовали правовые основания для включения спорного объекта недвижимости в Перечни, не имеется.
Ссылки административного истца на выписки из ЕГРН, где назначение помещений здания указано как нежилое, а также на кадастровые паспорта помещений, не опровергают вывод суда о законности оспариваемых пунктов Перечня.
Таким образом, судебная коллегия с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с выводами суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам административного дела, нормы материального и процессуального права применены верно.
С учетом указанных обстоятельств доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию административного истца в суде и были предметом оценки суда в оспариваемом акте, основаны на неверном толковании закона, не содержат оснований к отмене судебного акта судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Губайдуллина Даиля Мансуровича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.