Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Картовенко С.С., рассмотрев жалобу начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Полстовалова О.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 17 июня 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 июля 2022 года, вынесенные в отношении Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее также - Управление) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 17 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 июля 2022 года, Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию с применением положений части 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, начальник Управления Полстовалов О.В. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан по настоящему делу, ссылаясь на их незаконность.
Одновременно Полстоваловым О.В. заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования судебных актов, которое разрешению не подлежит, так как нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлен срок для подачи жалобы на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (положения правовых норм в настоящем постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к административной ответственности по указанной выше норме послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что в период с 15 по 25 февраля 2022 года на основании распоряжения руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу от 26 января 2022 года N 14 осуществлена плановая документарная и выездная проверка качества и эффективности осуществления переданных Российской Федерации полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, нормативно-правового регулирования, осуществляемого органом государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам государственной охраны объектов культурного наследия, в ходе которой в деятельности Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан выявлены нарушения федерального законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. По результатам проверки составлен акт от 25 февраля 2022 года N 03/15/10.
30 марта 2022 года должностным лицом Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу в отношении Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан по факту выявленных нарушений составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан вменено то, что:
Управлением, принято решение о согласии с выводами экспертов, изложенными в акте государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Памятник Салавату Юлаеву", 1967 года, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чишминская (ул. Гафури, сквер им. Салавата Юлаева/площадь Салавата Юлаева (современный адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 2б), подготовленном экспертами Пичугиным С.Н, Тарновским В.В, Муштаковым-Лентовским С.Е. (период экспертизы: с 30 июня по 24 августа 2021 года), руководитель ИП Майорова Н.Р, не имеющими лицензии на разработку проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследил (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- Управлением согласована проектная документация, предполагающая проведение реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Памятник Салавату Юлаеву", 1967 года, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чишминская (ул. Гафури, сквер им. Салавата Юлаева/площадь Салавата Юлаева (современный адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 2б), выполненная ИП Майорова Н.Р, не имеющей соответствующей аттестации Минкультуры России, то есть с нарушениями требований, содержащихся в статьях 40, 42, 43 и пункте 6 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ;
отсутствует предмет охраны на утраченный объект культурного наследия федерального значения "Нагайбакская церковь". Управлением предметы охраны утверждены на 12 объектов культурного наследия федерального значения, относящихся к памятникам архитектуры; на три ОКН ФЗ размещены проекты предметов охраны на общественное обсуждение. По всем предметам охраны в наличии проекты предметов охраны. Между тем, утвержденные предметы охраны не соответствуют разработанным проектам:
"Комплекс Белорецкого металлургического завода" - в утвержденный предмет охраны (приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 13 сентября 2019 года N 356) не включено визуальное восприятие объекта, предусмотренное проектом предмета охраны;
"Комплекс Воскресенского медеплавильного завода" - в утвержденный предмет охраны (приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 16 сентября 2019 года N 361) не включено визуальное восприятие объекта, предусмотренное проектом предмета охраны;
"Дом, в котором жили Ленин Владимир Ильич и Крупская Надежда Константиновна в 1900 г." - в утвержденный предмет охраны (приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 13 сентября 2019 года N 357) не включена обшивка фасадов "вагонкой", предусмотренная проектом предмета охраны;
"Здание Дворянского собрания" - в утвержденный предмет охраны (приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 6 сентября 2019 года N 360) не включены центральный зал второго этажа, дверные полотна помещений первого этажа, коридорная система помещений боковых объемов здания, пол лестничных площадок и т.д. (в полном объеме не вошли в утвержденный предмет охраны стр. 35-37 проекта), предусмотренные проектом предмета охраны;
"Памятник Салавату Юлаеву" - в утвержденный предмет охраны (приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 26 августа 2020 года N 232) не включены составные части композиции объекта: "Композиция, состоящая из двухуровневой смотровой площадки, площадки памятника (курган), постамента и скульптуры Салавата Юлаева", материал постамента (железобетонный), вид чугуна (бронзированный).
Проект предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения "памятник Салавату Юлаеву", представлен в Управление в 2019 года, предмет охраны утвержден 26 августа 2020 года, то есть с нарушением срока в 30 рабочих дней;
- Управлением выдано ООО "Альбит" разрешение на ремонт и приспособление объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (ремонт фасадов) от 16 сентября 2020 года N 03-07/3752 на объект культурного наследия федерального значения "Здание сельскохозяйственного института", срок - до 1 декабря 2020 года в отсутствие информации о проектной документации (рабочей) либо рабочих чертежах на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ; лицах, осуществляющих авторский надзор и научное руководство; в комплекте документов, приложенных к разрешению;
- Управлением по итогам внеплановой документарной проверки по контролю за исполнением акционерным обществом "Белорецкий металлургический комбинат", являющимся правообладателем объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс Белорецкого мегаллургического завода" (Республика Башкортостан, г. Белорецк, ул. Блюхера, д. 1), предписания от 13 февраля 2020 года N 02-07/660, проведенной на основании приказа от 1 февраля 2021 года N 20, предписание об устранении выявленных нарушений акционерным обществом "Белорецкий металлургический комбинат", выдано не было;
- в результате причинения объектам культурного наследия федерального значения, в частности "Мавзолей Тура-хана", "Тятерь-Арслановское II поселение", "Япрыковская I стоянка" вреда Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан все соответствующие контрольные (надзорные) мероприятия проведены не были;
- не осуществлены соответствующие мероприятия по федеральному государственному контролю (надзору) в связи с истечением срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, в частности в отношении объектов культурного наследия федерального значения "Памятник Салавату Юлаеву", 1967 г. (современный адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 2б), "Монумент "Дружба", сооруженный в честь 400-летия добровольного присоединения Башкирии к России" (Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район);
- не приняты меры реагирования, а также меры по предотвращению правонарушения в связи с непредставлением отчетной документации лицами, осуществляющими научное руководство и авторский надзор, в частности по разрешению от 25 сентября 2019 года N 3-07/3913, выданному ООО "Ромул" на ремонт и приспособление объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (фасадные и кровельные работы) на объект культурного наследия федерального значения "Здание губернской земской управы", срок до 30 марта 2020 года (научное руководство и авторский надзор директор ООО "Ромул" Липатов С.В, договор от 5 сентября 2019 года N 19.08).
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными доказательствами, исследованными и оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе описано событие административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом - заместителем руководителя начальником юридического отдела Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, что согласуется со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1093, Перечнем должностных лиц Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 июля 2020 года N 770, должностной инструкцией заместителя руководителя - начальника отдела Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу.
Плановая документарная, выездная проверка юридического лица проведена на основании распоряжения руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу от 26 января 2022 года N 14 с целью реализации ежегодного сводного плана проведения Министерством культуры Российской Федерации и его территориальными органами плановых проверок на 2022 год (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 27 декабря 2021 года N 2006), нарушений требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении плановой документарной и выездной проверки (статьи 11, 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ), из материалов дела не усматривается.
Совокупность имеющихся в деле доказательств является достаточной для объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела.
Вмененное Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан правонарушение, выразившееся в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при осуществлении полномочий по установлению предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения "Памятник Салавату Юлаеву" имели место 26 августа 2020 года (приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 26 августа 2020 года N 232 об утверждении предмета охраны), данное нарушение длящимся не является, срок давности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начал исчисляться с указанной даты, а не со дня выявления, и истек 26 августа 2021 года, в связи с чем из объема предъявленного обвинения указанные нарушения подлежат исключению.
Иные доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, в том числе о том, что заявитель не является субъектом вмененного административного правонарушения, об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, были предметом рассмотрения предыдущими судебными инстанциями и признаны несостоятельными, о чем в судебных актах дана подробная правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Ссылки заявителя на решение Кировского районного суда города Уфы от 26 августа 2022 года по административному делу по иску Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан о признании незаконными пунктов предписания Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому Федеральному округу не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений части 3.2 статьи 4.1 названного кодекса, оснований для его изменения не усматривается, в том числе с учетом уменьшения объема вмененных нарушений.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 17 июня 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 июля 2022 года, вынесенные в отношении Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из объема вмененного Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан административного правонарушения указание на нарушения, допущенные при осуществлении полномочий по установлению предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения "Памятник Салавату Юлаеву" на основании приказа Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 26 августа 2020 года N 232.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Судья С.С. Картовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.