Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу защитника Березовской Ю.С., действующей на основании доверенности в интересах администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 67 судебного района г. Новокуйбышевска Самарской области от 16 августа 2022 года и решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 19 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 67 судебного района г. Новокуйбышевска Самарской области 16 августа 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 19 сентября 2022 года, администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию с применением части 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Березовская Ю.С. в интересах администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, прекратить производство по делу.
ФИО1, ФИО2, извещенные о подаче в Шестой кассационный суд общей юрисдикции вышеуказанной жалобы, возражений на нее не представили.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно статье 12 данного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (пункт 1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2).
В соответствии с пунктами 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения", должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно пункту 5.1.1 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства, за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, 27 июня 2022 года в 9 часов 00 минут по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Вокзальная, напротив д. 5, администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области не обеспечила безопасность дорожного движения, а именно в нарушение пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и пункта 5.1.1 ГОСТ р-50597-2017 допустила наличие постороннего предмета на проезжей части.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 29 июня 2021 года; рапортом должностного лица; сообщением о происшествии от 27 июня 2022 года; схемой места дорожно-транспортного происшествия; письменными объяснениями ФИО2; заданием на проведение контрольного (надзорного) мероприятия от 27 июня 2022 года; актом выездного обследования от 27 июня 2022 года; фотоматериалами; выпиской из ЕГРЮЛ и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В ходе рассмотрения дела установлено, что администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области, являясь владельцем улично-дорожной сети г. Новокуйбышевск, в том числе зеленых насаждений, не обеспечила его в безопасном для дорожного движения состоянии и допустила 27 июня 2022 года в 9 часов 00 минут на движущийся по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Вокзальная, в районе д. 5, автомобиль "Мазда 6", государственный регистрационный знак N, под управлением ФИО2, падение дерева, в результате чего транспортное средство получило механические повреждения.
Действия юридического лица квалифицированы в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и установленными в ходе разрешения дела обстоятельствами.
Доводы жалобы в той части, что фотоматериалы следует признать ненадлежащим доказательством, поскольку они не отображают привязки к местности, время фиксации на фотоматериалах не зафиксировано, подлежат отклонению.
Фотоматериалы, как представленные с протоколом об административном правонарушении, так и представленные ФИО2, отображающие улично-дорожную сеть и находящиеся на ней посторонние предметы (дерево), получили надлежащую правовую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в совокупности и иными материалами дела, оснований для переоценки не усматривается.
Кроме того, время и место совершения административного правонарушения установлено судебными инстанциями на основании имеющейся совокупности доказательств, в том числе на основании акта выездного обследования от 27 июня 2022 года, схемы места дорожно-транспортного происшествия, показаний ФИО2, допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля.
Доводы заявителя о том, что администрация городского округа Новокуйбышевск Самарской области не является субъектом вмененного административного правонарушения, подлежат отклонению.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ).
Исходя из пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения воспроизведены в подпункте 5 пункта 1 статьи 6 Устава администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области.
Положениями подпунктов 6, 11 части 1 статьи 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Обязанности, возложенные на администрацию как лицо, ответственное за содержание автомобильных дорог местного значения, положениями приведенных выше норм, не выполнены.
То обстоятельство, что распоряжением управления городского хозяйства администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области от 14 апреля 2021 года N создано ФИО1 (далее также учреждение) для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления городского округа Новокуйбышевск в сфере организации благоустройства и озеленяя территории городского округа, основной вид деятельности данного учреждения - содержание автомобильных дорог; администрацией утверждено муниципальное задание на 2022 год, согласно которому к полномочиям учреждения относится содержание общегородской дорожной сети; в рамках муниципального задания учреждению была предоставлена субсидия, не свидетельствует об отсутствии вины в действиях администрации вменяемого правонарушения.
Согласно соглашению N 6 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания от 13 декабря 2021 года, ФИО1 обязано осуществлять использование субсидии с целях оказания муниципальных услуг, определенных в муниципальном задании (пункт 2.2.1), в то время как на администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области лежит обязанность рассматривать предложения учреждения по вопросам, связанным с исполнением настоящего соглашения; осуществлять контроль за исполнением ФИО1 субсидии и за качеством оказываемых учреждением муниципальных услуг, выполняемых работ (пункт 2.1.2, 2.1.3) (л.д. 47).
Утверждение муниципального задания, а также контроль за выполнением муниципального задания лежит на администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, суждения в жалобе о необоснованности привлечения администрации к административной ответственности несостоятельны, опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств, не доверять которым оснований не имеется.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением положений части 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 67 судебного района г. Новокуйбышевска Самарской области от 16 августа 2022 года и решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 19 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области, оставить без изменения, жалобу защитника Березовской Ю.С, действующей на основании доверенности в интересах администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.