Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Орион" ФИО3 на вступившие в законную силу постановление административной комиссии Ленинского района муниципального образования "Город Киров" N 140/2022 от 23 марта 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 4 июля 2022 года, решение судьи Кировского областного суда от 10 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 4.1 Закона Кировской области от 4 декабря 2007 года N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области", в отношении общества с ограниченной ответственностью "Орион",
УСТАНОВИЛ:
постановлением административной комиссии Ленинского района муниципального образования "Город Киров" N 140/2022 от 23 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Кирова от 4 июля 2022 года и решением судьи Кировского областного суда от 10 августа 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "Орион" (далее - ООО "Орион") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 4.1 Закона Кировской области от 4 декабря 2007 года N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области", и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Орион" ФИО3 выражает несогласие с состоявшимися постановлением административной комиссии и судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и проверка доводов жалобы заявителя позволяют прийти к следующим выводам.
Согласно части 2 стати 4.1 Закона Кировской области N200-ЗО от 4 декабря 2007 года невыполнение установленных правилами благоустройства требований по очистке крыш и элементов фасадов зданий (включая жилые, в том числе многоквартирные, дома) и сооружений от снега и наледи, а также требований по обеспечению мер безопасности при осуществлении указанных работ, повлекшее за собой угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, повреждения принадлежащего гражданам или юридическим лицам имущества (в том числе автотранспортных средств, вывесок, рекламных конструкций и др.), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч рублей до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до трехсот тысяч рублей.
Решением Кировской городской Думы от 27 августа 2008 года N 19/41 утверждены Правила внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров".
Требования Правил в соответствии с пунктом 1.2 являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории муниципального образования "Город Киров".
Согласно пункту 5.1 Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров" собственники помещений в многоквартирных домах, организации, осуществляющие деятельность по управлению и обслуживанию объектов недвижимости (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы), арендаторы нежилых помещений (при наличии обязанностей в условиях договоров аренды), граждане, имеющие в собственности индивидуальные жилые дома, собственники зданий, строений, сооружений обязаны:
- не допускать образование сосулек на кровле и конструктивных элементах фасада здания, свесов снега, наледи с кровель и козырьков зданий;
- обеспечивать своевременное удаление сосулек, наледи и снега с крыш и элементов фасада домов и зданий, исключив возможность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения принадлежащего гражданам или юридическим лицам имущества (в том числе автотранспортных средств, вывесок, рекламных конструкций и др.);
- при выявлении скопления снега, появления свесов, образования сосулек, наледи на крышах и элементах фасадов домов, зданий и сооружений незамедлительно принимать меры по ограждению опасных участков улиц и тротуаров, в течение 1 рабочего дня с момента выявления обеспечивать выполнение работ по очистке кровли или элементов фасада.
Как усматривается из материалов дела, многоквартирный жилой дом по адресу: г. Киров, ул. Щорса, д. 38, находится в управлении ООО "Орион", согласно договору управления многоквартирным домом N15-12 от 27 декабря 2021 года, заключенному между ООО "Орион" (управляющая компания) и собственниками многоквартирного дома (собственники).
31 января 2022 года в 13 часов 50 минут ведущим специалистом отдела развития и содержания территории района ФИО4 было установлено, что ООО "Орион" не обеспечило своевременное удаление сосулек и свесов снега с крыши многоквартирного дома по адресу: г. Киров, ул. Щорса, д. 38, о чем был составлен акт с приложением фотоматериалов, план-схемы.
2 февраля 2022 года в период времени с 8 часов 30 минут до 12 часов в ходе проведения выездного обследования в соответствии с распоряжением заместителя главы администрации города Кирова, начальника территориального управления по Ленинскому району N43 от 01.02.2022 года ведущим специалистом отдела развития и содержания территории ФИО4 выявлены нарушения абзаца 14 пункта 5.1 Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании "город Киров", а именно: в течение 1 рабочего дня с момента выявления не выполнены работы по удалению сосулек и свесов снега с крыши дома по адресу: г. Киров, ул. Щорса, д. 38, о чем составлен акт выездного обследования, план-схема и фотоматериалы.
По данному факту 28 февраля 2022 года в отношении ООО "Орион" был составлен протокол об административном правонарушении, а 23 марта 2022 года административной комиссией Ленинского района муниципального образования "Город Киров" вынесено обжалуемое постановление.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.20); актами осмотров; фотографиями места осмотра, на которых зафиксировано образование свесов снега с кровли спорного объекта недвижимости, схемой (л.д.25); выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных административной комиссией и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием административным органом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства Кировской области, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Протокол по делу об административном правонарушении составлен уполномоченным органом, существенных нарушений требований закона, влекущих признание его недопустимым доказательством, при составлении протокола не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Доводы о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя ООО "Орион" ФИО5 являлись предметом исследования и оценки судьями судебных инстанции, обоснованно были признаны несостоятельными с приведением мотивов в обжалуемом судебном акте.
Протокол об административном правонарушении в данном случае рассмотрен в соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отсутствие представителя юридического лица, извещенного о дате и месте рассмотрения дела (л.д.22).
Рассмотрение административной комиссией настоящего дела в отсутствие представителя общества, который в период времени с 9 часов 30 минут до 10 часов 30 минут, не дождавшись приглашения на рассмотрение дела, покинул здание административной комиссии, не свидетельствует о нарушении права общества на защиту и права представителя на участие в деле. Данному обстоятельству нижестоящими судебными инстанциями в обжалуемых судебных решениях дана надлежащая юридическая оценка, не согласиться с которой у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Таким образом, ООО "Орион" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 4.1 Закона Кировской области от 4 декабря 2007 года N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области".
Доводы жалобы о необоснованности привлечения общества к административной ответственности за нарушение регионального законодательства являются несостоятельными.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, конкретизируя положения Конституции Российской Федерации в части разграничения компетенции и конкретных полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области административной ответственности, предусматривает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1), и относит к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в частности, установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 1.3.1).
Согласно положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, а также осуществление контроля за их соблюдением и организация благоустройства территории, установленные указанными правилами, возложены на органы местного самоуправления поселения, городского округа, внутригородского района. Данные правила утверждаются на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и могут регулировать вопросы уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период (абзац двадцать первый части 1 статьи 2, пункт 19 части 1 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 16, пункт 10 части 1 статьи 16.2, статья 45.1).
Соответственно, по смыслу данного регулирования статья 4.1 Закона Кировской области от 4 декабря 2007 года N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области", устанавливающая административную ответственность за непроведение мероприятий по очистке от снега, наледи и сосулек кровель нежилых зданий, сооружений и крыш их подъездов (входов), предполагает привлечение к административной ответственности за соответствующее правонарушение с учетом правил благоустройства территории конкретного муниципального образования, иных муниципальных правовых актов, которыми регламентирована уборка территории конкретного муниципального образования в зимнее время, в том числе установлены обязательность очистки кровель и требования к порядку и срокам ее проведения.
Следовательно, оспариваемое законоположение не выходит за пределы полномочий законодателя Кировской области и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, в том числе перечисленные в жалобе.
Доводы настоящей жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки председателем административной комиссии и судебными инстанциями, а также к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу постановления административной комиссии и судебных решений.
Административное наказание назначено ООО "Орион" в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 4.1 Закона Кировской области от 4 декабря 2007 года N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области".
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент привлечения ООО "Орион" к административной ответственности не истек.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену или изменение обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление административной комиссии Ленинского района муниципального образования "Город Киров" N 140/2022 от 23 марта 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 4 июля 2022 года, решение судьи Кировского областного суда от 10 августа 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Орион" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 4.1 Закона Кировской области от 4 декабря 2007 года N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области", оставить без изменения, а жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Орион" ФИО3 оставить без удовлетворения.
Судья Э.Г.Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.