Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу главы сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский ФИО5 на вступившие в законную силу постановление начальника отдела надзорной и профилактической работы по муниципальным районам Челно-Вершинский и Шенталинский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области N18 от 23 мая 2022 года, решение судьи Исаклинского районного суда Самарской области от 5 июля 2022 года и решение судьи Самарского областного суда от 13 октября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела надзорной и профилактической работы по муниципальным районам Челно-Вершинский и Шенталинский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области N18 от 23 мая 2022 года администрация сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Исаклинского районного суда Самарской области от 5 июля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Самарского областного суда от 13 октября 2022 года, постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальным районам Челно-Вершинский и Шенталинский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области от 23 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области изменено в части назначения наказания, снижен размер административного штрафа до 100 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить судебные акты, считая их незаконными.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций должны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (ред. от 21 мая 2021 года) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Пунктом 63 Правил противопожарного режима установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Согласно пункта 75 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; пожарный риск не превышает допустимых значений, усыновленных настоящим Федеральным законом; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральном органом в исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Самарской области от 29 марта 2022 года N179 "Об особом противопожарном режиме на территории Самарской области" особый противопожарный режим на территории Самарской области установлен с 15 апреля по 15 октября 2022 года.
Пунктом 3 вышеуказанного постановления органам местного самоуправления Самарской области рекомендовано обеспечить выполнение мероприятий по предотвращению распространения пожара на населенные пункты и отдельно расположенные объемы в части устройства минерализованных полос (опашка), окашивания и своевременной уборки сухой травянистой растительности, тростниковых и камышовых зарослей, в том числе в поймах рек, находящихся в границах населенных пунктов.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельное профилактической работы по муниципальным районам Челно-Вершинский и Шенталинский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главною управления МЧС России по Самарской области от 26 апреля 2022 N16 в период с 17 мая 2022 года с 10 часов до 13 часов, 23 мая 2022 года с 9 часов 30 минут до 11 часов 30 минут в присутствии главы поселения ФИО5 проведена внеплановая проверка администрации сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора с целью контроля за реализацией первичных мер пожарной безопасности органом местного самоуправления в населенном пункте Новый Кувак, подверженном угрозе лесных и других ландшафных (природных) пожаров, для проверки исполнения органом местного самоуправления нормативных правовых актов Российской Федерации при решении вопросов местного значения.
Согласно акту проверки N 16 от 23 мая 2022 года на территории населенного пункта Новый Кувак муниципального района Шенталинский Самарской области выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:
- не обновлена до начала пожароопасного периода вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной менее 10 метров (по факту 1, 5 метра), что является недостаточным для целей исключения возможного перехода природных пожаров на территорию населенного пункта, чем нарушены: статьи 1, 19, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 6, 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях безопасности", часть 2 статьи 1, пункты 8, 9 части 1, части 3 статьи 14 Федеральною закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
- на территории населенного пункта с числом постоянно проживающих жителей более 180 создан один источник наружного противопожарного водоснабжения (один стояк/колодец с пожарным краном) для целей пожаротушения, чем нарушены: статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 4, 62, 63. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях безопасности", пункты 4.1, 8.5, 8.9 свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России 30 марта 2020 года N 225, пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
Таким образом, в ходе внеплановой проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности на территории населенного пункта Новый Кувак муниципального района Шенталинский Самарской области в условиях особого противопожарного режима, действующего на основании постановления Правительства Самарской области от 25 марта 2022 года N179 "Об особом противопожарном режиме на территории Самарской области".
Факт нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима подтвержден собранными по делу доказательствами, а именно: распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки от 26.04.2022 N16 (л.д.32-33); актом проверки N16 от 23.05.2022 (л.д.10-11); протоколом об административном правонарушении от 23.05.2022 (л.д. 8-9), постановлением администрации муниципального района Шенталинский Самарской области от 12.04.2022 N164-П "Об установлении особого противопожарного режима на территории муниципального района Шенталинский Самарской области" (л.д.48-50) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы факт нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии администрации сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Деяние администрации сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области квалифицированы по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
Вопреки доводам жалобы судья Самарского областного суда пришел к обоснованному выводу о том, что границы населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области, в том числе населенный пункт Новый Кувак, определены постановлением администрации сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области от 10 декабря 2013 года N44-п "О согласовании с проектом генерального плана сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области".
В соответствии с Законом Самарской области от 25 февраля 2005 года N52-ГД "Об образовании сельских поселений в пределах муниципального район Шенталиснкий Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ" в состав сельских поселений Каменка, Артюшкино, Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области входят, в том числе, село Новый Кувак, железнодорожный разъезд Кондурча и поселок Северный.
В силу пункта 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относятся к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно представленному ГКУ Самарской области "Самарские Лесничества" акту обследования участка муниципального района Шентала от 26 сентября 2022 года часть населенного пункта с.Новый Кувак, ул. Березовая сельского поселения Каменка м.р. Шенталинский Самарской области расположен на землях лесного фонда в квартале N 20 выделе 31 Ново-Кувакского участкового лесничества Шенталинскою лесничества площадью 5, 1 га.
Таким образом, реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров в границах населенных пунктов (в том числе, населенный пункт Новый Кувак) относится к компетенции органов местного самоуправления сельского поселения Каменка м.р. Шенталинский.
Доводы жалобы о том, что администрация сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области не могла осуществлять какие-либо действия на земельных участках федеральной собственности, а также исполнить требования абзаца 7 пункта 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, ранее являлись предметом проверки судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку.
Доводы настоящей жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица и судов, оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных всеми инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является.
Представленные по делу доказательства оценены в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Допустимость, достоверность и достаточность представленных по делу доказательств по настоящему делу не вызывает сомнений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника отдела надзорной и профилактической работы по муниципальным районам Челно-Вершинский и Шенталинский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области N18 от 23 мая 2022 года, решение судьи Исаклинского районного суда Самарской области от 5 июля 2022 года и решение судьи Самарского областного суда от 13 октября 2022 года, вынесенные в отношении администрации сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский Самарской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу главы сельского поселения Каменка муниципального района Шенталинский ФИО5 - без удовлетворения.
Судья Э.Г. Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.