Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Орловой И.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 10 октября 2022 года кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике на решение Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 1 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 29 августа 2022 года по административному делу N 2а-2901/2022 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары к Ятрушеву А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике по доверенности Михайлова С.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения Ятрушева А.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ятрушев А.В. является плательщиком транспортного налога за 2018-2020 годы в связи с регистрацией за ним транспортных средств. Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары Чувашской Республики (далее - ИФНС России по городу Чебоксары) в его адрес заказной корреспонденцией направлялись налоговые уведомления о необходимости уплаты транспортного налога в установленный законом срок:
N 11293747 от 6 июля 2019 года за 2018 год в размере 3 558 руб.;
N 81191701 от 1 сентября 2020 года за 2019 год в размере 5 120 руб.;
N 57154202 от 1 сентября 2020 года за 2020 год в размере 5 120 руб.
Транспортный налог за 2019 и 2020 годы Ятрушевым А.В. не уплачен. Транспортный налог за 2018 год в размере 3 558 руб. уплачен за пределами установленного законом срока.
В связи с нарушением срока уплаты налога налоговым органом исчислены пени, в адрес налогоплательщика направлены требования:
N 66589 по состоянию на 30 июня 2020 года об уплате пени в размере 133, 04 руб, установлен срок исполнения до 17 ноября 2020 года;
N 146980 по состоянию на 15 декабря 2020 года об уплате транспортного налога в размере 5 120 руб. и пени в размере 9, 43 руб, установлен срок исполнения до 25 января 2021 года;
N 115137 по состоянию на 15 декабря 2021 года в размере 5 120 руб. и пени в размере 16, 64 руб, установлен срок исполнения до 31 января 2022 года.
Требования налогового органа остались не исполненными.
10 марта 2022 года ИФНС России по городу Чебоксары обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 14 марта 2022 года мировым судьёй вынесен судебный приказ о взыскании с Ятрушева А.В. задолженности по налогу и пеням в общей сумме 10 399, 11 руб, который отменён 30 марта 2022 года.
21 апреля 2022 года ИФНС России по городу Чебоксары обратилась в суд с настоящим административным иском, просила взыскать с Ятрушева А.В.
задолженность в общем размере 10 399, 11 рублей, в том числе: пени по транспортному налогу с физических лиц за период с 23 декабря 2019 года по 29 июня 2020 года в размере 133, 04 руб. (на недоимку за 2018 год); транспортный налог с физических лиц за 2019 года в размере 5 120 руб.; пени по транспортному налогу с физических лиц за период со 2 декабря 2020 года по 14 декабря 2020 в размере 9, 43 руб. (на недоимку за 2019 год); транспортный налог с физических лиц за 2020 года в размере 5 120 рублей; пени по транспортному налогу с физических лиц за период со 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года в размере 16, 64 руб. (на недоимку за 2020 год).
Решением Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 1 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 29 августа 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по городу Чебоксары отказано.
С 29 августа 2022 года в соответствии с приказами Федеральной налоговой службы от 13 мая 2022 года N ЕД-7-4/397 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике" ИФНС России по городу Чебоксары реорганизована путём присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее - УФНС по Чувашской Республике).
Не согласившись с принятыми судебными актами, и.о. руководителя УФНС по Чувашской Республике в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, настаивая на соблюдении налоговым органом процедуры взыскания задолженности по транспортному налогу и пеням с Ятрушева А.В. и наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований в полном объёме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При изучении доводов кассационной жалобы УФНС по Чувашской Республике и материалов административного дела судебной коллегией установлено, что судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела были допущены нарушения такого характера.
Обязанность налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов предусмотрена статьёй 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьёй 357 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 руб, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (пункт 1).
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 руб, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 руб.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 руб, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что налоговое требование N 146980 по состоянию на 15 декабря 2020 года направлено в адрес налогоплательщика простой почтовой корреспонденцией. При этом Ятрушев А.В. отрицал получение данного требования.
Также судом сделан вывод о том, что к требованиям N 66589 по состоянию на 30 июня 2020 года, N 146980 по состоянию на 15 декабря 2020 года подлежит применению абзац 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 23 декабря 2020 года, в части наделения налогового органа правом на обращение в суд с заявлением о взыскании, если общая сумма налога, пеней превысила сумму 3 000 руб.
Учитывая, что с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился к мировому судье лишь 2 марта 2022 года, судом сделан вывод о пропуске установленного срока обращения в суд.
По требованию N 115137 от 15 декабря 2021 года об уплате транспортного налога в размере 5 120 руб. и пени 16, 64 руб. со сроком исполнения до 31 января 2022 года, применяя положения Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ, суд пришёл к выводу об отсутствии у административного истца оснований для обращения в суд, поскольку недоимки не превысила необходимый порог в 10 000 руб.
Вывод судебных инстанций о нарушении порядка направления требования N 146980 по состоянию на 15 декабря 2020 года является правильным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, закон связывает право налогового органа на обращение в суд с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате налога, пеней, направленного в установленного законом порядке.
При направлении требования N 146980 по состоянию на 15 декабря 2020 года положения пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации не были соблюдены, в связи с чем суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания недоимки по данному требованию.
Требования N 66589 по состоянию на 30 июня 2020 года и N 115137 по состоянию на 15 декабря 2021 года направлены Ятрушеву А.В. заказными письмами по адресу: "адрес" "адрес". Соответственно, положения пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации были соблюдены.
В соответствии с пунктом 53 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что, в силу прямого указания закона, соответствующая налоговая процедура признаётся соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
В этой связи ссылка административного ответчика на неполучение документов, направленных ему налоговым органом по почте заказным письмом, не может быть принята во внимание.
Вместе с тем нельзя согласиться с выводом судов первой и апелляционной инстанций относительно пропуска налоговым органом срока на обращение в суд по требованию N 66589 по состоянию на 30 июня 2020 года, по которому размер недоимки (пени) составил 133, 04 руб. При этом данный вывод суды связали с неисполнением требования N 146980 по состоянию на 15 декабря 2020 года, исходя из того, что общая сумма налога, пеней превысила сумму 3 000 руб. При этом исходили из того, что подлежит применению абзац 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в прежней редакции, поскольку право на направление требований возникло до введения в действие изменений, внесённых Федеральным законом от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ.
Данный вывод является ошибочным.
Пунктами 1 и 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчёт суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.
Статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования (пункт 1).
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ изменения в части увеличения размера недоимки с 3 000 руб. до 10 000 руб, предоставляющей налоговому органу право на обращение в суд, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Названный закон опубликован 26 ноября 2020 года.
Таким образом, учитывая, что по требованию N 66589 по состоянию на 30 июня 2020 года размер недоимки (пени) составил 133, 04 руб, данная недоимка могла быть заявлена лишь совместно с другими требованиями, превышающими минимально установленную законом сумму для обращения в суд или в течение шести месяцев со дня истечения трёхлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней.
Как указано выше, право налогового органа на обращение в суд закон связывает с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате недоимки.
Поскольку на момент введения названных выше изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации установленный законом трёхмесячный срок направления требования с момента выявления недоимки по транспортному налогу за 2019 года по требованию N 146980 по состоянию на 15 декабря 2020 года не истёк, а также не наступил установленный налоговым органом срок исполнения данного требования, налоговый орган обоснованно руководствовался положениями пунктов 1 и 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ. Следовательно, сумма недоимки по требованию N 66589 по состоянию на 30 июня 2020 года могла быть заявлена в суд лишь совместно с недоимками по требованиям N 146980 по состоянию на 15 декабря 2020 года и N 115137 по состоянию на 15 декабря 2021 года, когда общая сумма превысила 10 000 руб.
Исходя из того, что налоговым органом срок исполнения последнего требования установлен до 31 января 2022 года, а заявление о вынесении судебного приказа предъявлено в суд 10 марта 2022 года, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд не пропущен.
Также налоговым органом не пропущен срок обращения в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В данном случае судебный приказ отменён 30 марта 2022 года, а 21 апреля 2022 года ИФНС России по городу Чебоксары обратилась в суд с настоящим административным иском, то есть в пределах установленного законом срока.
Несостоятелен вывод судебных инстанций о том, что у налогового органа не возникло право на обращение в суд по требованию N 115137 по состоянию на 15 декабря 2021 года, поскольку общая сумма недоимки не превысила 10 000 руб.
Как указано выше, судебные инстанции ошибочно исходили из того, что срок обращения в суд требованиям N 66589 по состоянию на 30 июня 2020 года и N 146980 по состоянию на 15 декабря 2020 года пропущен.
Несмотря на то, что недоимка по требованию N 146980 по состоянию на 15 декабря 2020 года не могла быть взыскана судом в связи с нарушением порядка направления требования (направленно простым письмом), налоговый орган, в силу приведённых выше положений пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, обращаясь в суд, обязан был заявить о взыскании недоимки в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. То есть по всем трём названным выше требованиям.
Таким образом, с Ятрушева А.В. подлежит взысканию следующие недоимки: пени по транспортному налогу за период с 23 декабря 2019 года по 29 июня 2020 года в размере 133, 04 руб. (на недоимку за 2018 год); транспортный налог за 2020 года в размере 5 120 руб.; пени по транспортному налогу за период со 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года в размере 16, 64 руб. (на недоимку за 2020 год). Всего 5 269, 68 руб.
В остальной части административный иск не подлежит удовлетворению.
В силу положений части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по административному иску имущественного характера, подлежащего оценке, не может быть менее 400 руб.
В этой связи, с учётом размера взысканной недоимки, с административного ответчика должна быть взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 1 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 29 августа 2022 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Частично удовлетворить административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике.
Взыскать с Ятрушева А.В, зарегистрированного по адресу: "адрес", в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике пени по транспортному налогу за период с 23 декабря 2019 года по 29 июня 2020 года в размере 133, 04 руб. (на недоимку за 2018 год); транспортный налог за 2020 года в размере 5 120 руб.; пени по транспортному налогу за период со 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года в размере 16, 64 руб. (на недоимку за 2020 год), а всего 5 269, 68 руб.
Во взыскании с Ятрушева А.В. транспортного налога за 2019 года в размере 5 120 руб. и пени по транспортному налогу за период со 2 декабря 2020 года по 14 декабря 2020 в размере 9, 43 руб. (на недоимку за 2019 год) отказать.
Взыскать с Ятрушева А.В. государственную пошлину в размере 400 руб. в доход местного бюджета муниципального образования город Чебоксары.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 5 декабря 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.