Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 24 октября 2022 года кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - Исполнительный комитет города Казани), муниципального казенного учреждения "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Администрация Советского района) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 4 октября 2022 года по административному делу N 2а-5810/2022 по административному исковому заявлению Гасимова Р.Г. об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в признании садового дома жилым домом.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя Исполнительного комитета города Казани и Администрации Советского района Нигматуллиной А.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя административного истца Закировой М.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гасимов Р.Г. является собственником садового дома с кадастровым номером N, расположенного на земельном участке площадью 471 квадратный метр с кадастровым номером N, разрешенный вид использования "для садоводства", категория "земли населенных пунктов", по адресу: "адрес" (далее - земельный участок, л.д. 38-43, 45).
28 марта 2022 года Гасимов Р.Г. обратился в Администрацию Советского района с заявлением о признании указанного садового дома жилым домом.
Решением первого заместителя главы Администрации Яковлева А.Ю. от 27 апреля 2022 года N 10-25/1779 административному истцу отказано в признании садового дома жилым домом, поскольку земельный участок расположен в зоне садоводств и огородничеств, где для жилого дома установлены нулевые предельные параметры разрешенного строительства.
Не согласившись с принятым отказом, Гасимов Р.Г. оспорил его в судебном порядке.
Решением Советского районного суда города Казани от 11 июля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 4 октября 2022 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение о признании незаконным решения от 27 апреля 2022 года N 10-25/1779, с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление от 28 марта 2022 года.
В кассационной жалобе Исполнительный комитет города Казани и Администрация Советского района просят об отмене апелляционного определения, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению административных ответчиков, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен садовый дом, не предусматривает возможности размещения на нем жилого дома. Кроме того, Администрация ссылается на отсутствие в материалах административного дела доказательств соответствия садового дома требованиям технических регламентов, предъявляемых к жилому дому.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Порядок признания садового дома жилым домом предусмотрен разделом VI Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Так, в соответствии с подпунктом "д" пункта 61 данного Положения, решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в случае размещения садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
В соответствии с частью 7 статьи 54 вышеприведенного закона для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Частью 2 статьи 23 Закона N 217-ФЗ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) установлено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 названного кодекса).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым вид разрешенного использования земельного участка "Ведение садоводства" (код 13.2) предусматривает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции обосновано исходил из того, что садовый дом расположен на земельном участке, разрешенный вид использования которого, согласно Классификатору, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, свидетельствует о возможности размещения жилого дома, в связи с чем пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения об отказе в признании садового дома жилым домом незаконным.
Доводы кассационной жалобы о невозможности размещения на земельном участке жилого дома являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Аргументы жалобы о несоответствии садового дома требованиям технических регламентов, предъявляемых к жилому дому, подлежат отклонению, поскольку данные обстоятельства основанием для принятия оспариваемого решения не являлись.
Таким образом, суд апелляционной инстанций правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленный по делу судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 4 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения "Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 12 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.