Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никоновой О.И, судей Матвеевой Л.Н, Штырлиной М.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Карапулова М.В, Карапуловой Н.В, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, на решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 22 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 20 июня 2022 г. по гражданскому делу N 2-Я-91/2022 по иску Карапулова М.В, Карапуловой Н.В, действующих за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, к администрации Янтиковского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления об исключении семьи с учета в качестве нуждающихся, обязании восстановить в списке.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И, с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Верховного Суда Чувашской Республики объяснения Карапулова М.В. и Карапуловой Н.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карапулов М.В, Карапулова Н.В, действующие за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ обратились в суд с исковым заявлением к администрации Янтиковского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики о признании решения об исключении из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях незаконным и восстановлении в списке. В обоснование исковых требований указано, что постановлением N14 от 1 февраля 2022 г..семья истцов снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, при этом администрацией указано, что истцы в пользовании имеют два жилых помещения: жилой дом, площадью "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес" квартиру, площадью "данные изъяты" по адресу: "адрес", которые по суммарной площади на каждого члена семьи превышают учетную норму. Ввиду того, что истцы нуждались в жилом помещении, они приобрели в ипотеку (кредит) благоустроенную двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес". 14 октября 2019 г..указанную квартиру продали и погасили ипотечную задолженность в Банке ВТБ 24. 16 октября 2019 г..заключили договор долевого строительства N, при этом заключен и кредитный договор. Площадь занимаемого ими жилья меньше учетной нормы на одного человека, поскольку в соответствии п.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 г.."О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015-2020 годы", при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Указывают, что для определения уровня обеспеченности молодой семьи Карапулова М.В. должна учитываться лишь жилая площадь, занимаемая ими на праве собственности и не учитываться квартира площадью 40 кв.м, расположенная в Чебоксарах, поскольку в собственности этого жилья в настоящее время нет. Площадь занимаемого ими жилья меньше учетной нормы на одного человека.
Решением Урмарского районного суда Чувашской Республики от 22 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 20 июня 2022 г. отказано в удовлетворении исковых требований Карапулова М.В, Карапуловой Н.В, действующих за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ к администрации Янтиковского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления главы Янтиковского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики N14 от 1 февраля 2022 г. в части исключения семьи с учета в качестве нуждающихся, восстановлении в списке.
В кассационной жалобе Карапуловым М.В. и Карапуловой Н.А. ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных и необоснованных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права. Истцы просят принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Заявители полагают, что при установленных обстоятельствах не усматривается совершение истцами действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий в форме злоупотребления правом, в связи с чем, предусмотренных законом оснований для снятия их с учета нуждающихся в жилом помещении не имеется.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Карапулов М.В. и Карапулова Н.А. доводы кассационной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами при разрешении спора.
Как установлено судом в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела постановлением администрации Янтиковского сельского поселения от 18 января 2012 г. N6 истец Карапулов М.В, ДД.ММ.ГГГГ проживающий по адресу: "адрес", принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и имеющего право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений (л.д.122). В качестве членов его семьи были указаны: супруга Карапулова Н.В, дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением главы Янтиковского сельского поселения от 31 января 2012 г. N14 Карапулов М.В, его супруга Карапулова Н.В, дочь ФИО3 приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях и включены в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг. (л.д.123)
29 августа 2019 г. в семье Карапулова М.В. родилась дочь ФИО2
Жилой дом по месту жительства семьи Карапуловых по адресу: Чувашская Республика, "адрес" принадлежит матери истца Карапулова М.В. - ФИО4 (л.д.58).
Согласно выписке из похозяйственной книги на 1 февраля 2022 г. в указанном жилом доме общей площадью "данные изъяты" зарегистрированы 6 человек: собственник ФИО4, истец Карапулов М.В. (сын собственника), его супруга Карапулова Н.В. (сноха собственника), их дети - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ сестра истца ФИО3 (дочь собственника) (л.д.125).
Согласно постановлению главы Янтиковского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики от 6 сентября 2006 г. N107 учетная норма общей площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м на одного члена семьи.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества Карапулову М.В. и Карапуловой Н.В. на праве общей совместной собственности принадлежат/принадлежали следующие жилые помещения: квартира, расположенная по адресу: "адрес" площадью "данные изъяты", на основании договора купли-продажи от 7 октября 2016 г. - до 30 октября 2019 г.; квартира, расположенная по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", на основании договора участия в долевом строительстве от 16 октября 2019 г, право собственности на которую зарегистрировано 31 декабря 2019 г. - до настоящего времени (л.д.56-57).
Установлено также, что иные члены семьи Карапулова В.М. в собственности и/или на праве социального найма жилых помещений не имеют (л.д.59-61).
Постановлением главы Янтиковского сельского поселения от 1 февраля 2022 г. N14 Карапулов М.В. снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с утратой им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д.124).
Основанием для принятия указанного решения в уведомлении от 1 февраля 2022 г. указано на превышение приходящейся на каждого члена семьи жилой площади учетной нормы, установленной в Янтиковском сельском поселении Янтиковского района Чувашской Республики в размере 12 кв.м, рассчитанной с учетом наличия у членов семьи в собственности жилого дома "адрес" площадью в "данные изъяты", и квартиры под "адрес" площадью в "данные изъяты"
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что обеспеченность семьи Карапуловых общей площадью жилого помещения составляет по "данные изъяты" на каждого, что более учетной нормы на одного человека, установленной постановлением главы Янтиковского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики, при этом, при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения членов семьи Карапуловых судом первой инстанции учтены: "адрес" площадью в "данные изъяты", принадлежавшая истцам до 30 октября 2019 г. и жилой дом N площадью "данные изъяты" по адресу: "адрес".
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами согласился.
Руководствуясь положениями статей 2, 31, 50, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 6, 7, 21, 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, судебная коллегия исходила из того, что истцы и двое их детей постоянно зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем матери истца ФИО4 по адресу: "адрес", и сведений о том, что они утратили право пользования указанным жилым помещением либо матерью истца ставились требования о необоснованности проживания семьи в принадлежащем ей жилом помещении не имеется, в связи с чем, органом местного самоуправления правомерно принято во внимание наличие у истцов и их детей самостоятельного права пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.
Судом апелляционной инстанции также отмечено, что, приобретая и впоследствии реализуя "адрес" истцы возложенных на них Порядком обязанности не исполнили и не уведомили ответчика об указанных действиях, а приобретение и реализация указанного жилого помещения увеличивает уровень обеспеченности жилой площадью семьи истцов сверх учетной нормы, в связи с чем, органом местного самоуправления обоснованно учтены указанные действия ответчика при принятии оспариваемого решения.
При этом судом апелляционной инстанции не приняты во внимание доводы жалобы о том, что вышеуказанная квартира приобретена за счет кредитных средств, поскольку судом установлено, что на момент принятия оспариваемого решения органа местного самоуправления ипотечный кредит на приобретение квартиры по адресу: "адрес" был полностью погашен за счет собственных средств.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о правомерности снятия семьи истцов с учета в связи с обеспеченностью более учетной нормы.
С данными выводами суда первой и апелляционной инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья и нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат и субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъекта Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституции Российской Федерации корреспондируют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которых органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, а также стимулируют жилищное строительство (пункт 2 статьи 2).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 8 июля 2014 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности подпункта "г" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050) в связи с жалобой гражданки Е.А. Дурягиной", одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", направленную на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, и предусматривающую для них возможность получения за счет бюджетных ассигнований социальной выплаты на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса, которую они вправе использовать наряду с привлечением собственных средств и дополнительных средств кредитных и других организаций.
Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения (далее - социальная выплата), а также использования таких выплат установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - также Правила), являющимися приложением N 1 к Особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной поименованным выше Постановлением Правительства Российской Федерации.
Пункт 2 Правил содержит перечень целей, в каких могут использоваться социальные выплаты в том числе:
- для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита (подпункт "е");
- для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, содержащего одно из условий привлечения денежных средств участников долевого строительства, установленных пунктом 5 части 4 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", или уплаты цены договора уступки участником долевого строительства прав требований по договору участия в долевом строительстве (подпункт "ж");
- для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве, на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве (подпункт "з");
- для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищному кредиту на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве либо по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве (подпункт "и").
Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 7 в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Из приведенных выше федеральных норм следует, что принцип определения для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения для включения в состав участников мероприятия, при котором учитывается общая площадь всех жилых помещений, принадлежащих исключительно членам молодой семьи (занимаемых по договору социального найма) является основополагающим при реализации права на улучшение жилищных условий такой семьи за счет социальных выплат, что жилое помещение, приобретенное за счет средств жилищного кредита, обязательства по которому не исполнены, не подлежит учету при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Условием снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно пункту 2 части 1 названной статьи является улучшение жилищных условий (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма).
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу данной нормы отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителем таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют об очевидном намерении приобрести право состоять на учете.
Как следует из отзыва администрации Янтиковского района Чувашской Республики после постановки семьи истцов на учет, жилищные условия Карапуловых изменились, нуждаемость в жилом помещении отпала, то есть они утратили основания для предоставления им мер социальной поддержки. До момента продажи квартиры истцы были обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы, а мотивы продажи жилого помещения, вследствие чего ухудшились жилищные условия истцов, не могут служить основанием для сохранения их на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом ответчик ссылался на положения статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела следует, что на дату постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г. семья истцов жилыми помещениями в размере, превышающем учетную норму на каждого члена семьи, не располагала.
Все последующие действия супругов Крапуловых были связаны с реализацией права на приобретение жилья за счет кредитных средств.
Из материалов дела следует, что 7 октября 2016 г. Карапулов М.В. и Карапулова Н.В. на основании договора купли-продажи в совместную собственность приобрели квартиру по адресу: "адрес". Указанный объект недвижимости приобретен за счет собственных средств в размере "данные изъяты" и за счет кредитный средств в размере "данные изъяты", предоставленных ПАО Банк ВТБ 24 Карапулову М.В.7 октября 2016 г. для приобретения указанной квартиры сроком на 182 месяца (л.д.9-21).
14 октября 2019 г. Карапулов М.В. и Карапулова Н.В. на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ продали вышеуказанную квартиру за "данные изъяты", при этом, как указывали в суде первой инстанции истцы, вырученными от продажи средствами был погашен кредит от 7 октября 2016 г, полученный на приобретение квартиры по адресу: "адрес", что следует из вышеуказанного договора купли-продажи; согласно пункту 4.1.5 данного договора продавцы обязуются направить средства, полученные от реализации объекта недвижимости в соответствии с пунктом 2.2.1 договора, на погашение задолженности по кредитному договора от 7 октября 2016 г. для полного погашения задолженности.
16 октября 2019 г. между истцами и АО "Инвестиционно-строительная компания "Честер-Групп" заключен договор участия в долевом строительстве N, предметом которого являлось строительство двухкомнатной квартиры площадью "данные изъяты"; цена договора составила "данные изъяты" из которой участники долевого строительства оплачивают "данные изъяты" за счет личных средств, "данные изъяты" первоначальным взносом по кредитному договору от 16 октября 2019 г. за счет средств материнского капитала, "данные изъяты". за счет кредитных средств, предоставляемых Банком ВТБ согласно кредитному договору от 16 октября 2019 г. (л.д.30-42).
Согласно представленной в материалы дела копии кредитного договора от 16 октября 2019г, заключенного между ПАО Банк ВТБ и Карапуловым М.В, кредитные средства на строительство и приобретение прав на предмет ипотеки в размере 2 400 000 руб. представлены истцу на 242 месяца.
В судебном заседании суда первой инстанции Карапулова Н.В. пояснила, что квартира площадью "данные изъяты" была продана с одновременным погашением кредита в связи с рождением второго ребенка и необходимостью приобретения другого жилого помещения в кредит большей площадью.
Таким образом, на момент снятия истцов с учета нуждающихся в жилом помещении у семьи Карапуловых М.В. (ДД.ММ.ГГГГ) в собственности отсутствовала квартира площадью "данные изъяты", но при этом принадлежала квартира площадью "данные изъяты", приобретенная на основании вышеуказанного договора долевого участия, с использованием кредитных денежных средств.
Между тем, судами не указано оснований, при которых для определения уровня обеспеченности семьи истцов общей площадью жилого помещения более нормы (12 кв.м на человека) учтена площадь квартиры, приобретенная за счет средств жилищного кредита.
Указывая на погашение кредита от 7 октября 2016 г. за счет собственных средств истцов, суд апелляционной инстанции не установилмомент исполнения данных кредитных обязательств, с учетом даты заключения договора купли-продажи квартиры, а также обстоятельства продажи указанной квартиры и приобретение нового жилого помещения за счет кредитных средств, а именно связаны ли они с намеренным ухудшением жилищных условий или с реализацией права на приобретение жилья за счет кредитных средств.
В нарушение требований статьей 56, 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства не получили надлежащей судебной оценки в их совокупности.
Ввиду изложенного выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований по основаниям обеспеченности семьи Карапуловых общей площадью жилого помещения более учетной нормы, сделаны с нарушением норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, без учета конкретных обстоятельств по делу, что свидетельствует о незаконности принятых судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым отменить решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 22 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 20 июня 2022 г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с заявленными требованиями, установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 22 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 20 июня 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий О.И. Никонова
Судьи Л.Н. Матвеева
М.Ю. Штырлина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.