Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гаиткуловой Ф.С.
судей Назейкиной Н.А. и Бугарь М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чернова Романа Александровича, Черновой Полины Михайловны, действующей также в интересах несовершеннолетних Черновой Анастасии Романовны, Черновой Екатерины Романовны, Чернова Германа Романовича, на решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 25 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июня 2022 г. по гражданскому делу N2-41/2022 по иску прокурора Высокогорского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Черновой Полине Михайловне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО1 о признании незаконным постановления, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Гаиткуловой Ф.С, объяснения прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тихоновой Ю.В, возражавшей доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Высокогорского района Республики Татарстан, действующий в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних детей, обратился в Высокогорский районный суд Республики Татарстан с иском к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Черновой П.М, действующей также в интересах своих несовершеннолетних детей Черновой А.Р, Черновой Е.Р, Чернова Г.Р, Чернову Р.А. о признании незаконным постановления, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Высокогорского района Республики Татарстан в связи с рассмотрением коллективного обращения жителей села Шигали Высокогорского района проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства при предоставлении исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан земельного участка многодетной семье.
В ходе прокурорской проверки установлено, что постановлением исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 2 1.06.2019 N 925 "О предоставлении земельного участка многодетной семье в общую долевую собственность однократно и бесплатно" Чернову Р.А, Черновой П.М. и их несовершеннолетним детям Черновой А.Р, Черновой Е.Р, Чернову Г.Р, как многодетной семье, предоставлен земельный участок площадью 800 кв.м, имеющий кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", из земель категории "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием "индивидуальное жилищное строительство", в долевую собственность по 1/5 доли в праве на каждого члена семьи.
На указанный земельный участок зарегистрировано право общей долевой собственности (по 1/5 доли) на Чернова Р.А, Чернову П.М. и их несовершеннолетних детей: Чернову А.Р, Чернову Е.Р, Чернова Г.Р.
Земельный участок с кадастровым N сформирован многодетной семьей самостоятельно и постановлением исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 10.06.2019 N 814 земельный участок с кадастровым номером N включен в Перечень земельных участков, предназначенных для предоставления бесплатно многодетным семьям, постоянно проживающим на территории "адрес" Республики Татарстан.
Постановление Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 10.06.2019 N 814 "О внесении изменений в постановление исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 06.06.2019 N 812", которым в Перечень земельных участков, предоставляемых многодетным семьям бесплатно, включен земельный участок с кадастровым номером N фактически опубликовано на официальном сайте Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в сети "Интернет" 24.12.2019, то есть после предоставления вышеуказанного земельного участка многодетной семье Черновых.
Прокурор полагает, что процедура в части выбора земельного участка гражданами исключительно из заранее сформированного и утвержденного органом местного самоуправления Перечня земельных участков, предполагающая последующую реализацию гражданами прав на получение земельных участков, Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района при предоставлении земельного участка площадью 800 кв.м, имеющего кадастровый N, многодетной семье Черновых соблюдена не была. Фактически за многодетной семьей Черновых органом местного самоуправления был закреплен тот земельный участок, который заранее ими же определен и сформирован, то есть земельный участок с кадастровым номером N, не предлагая альтернативных вариантов.
Предоставление земельных участков в условиях отсутствия официального опубликования сведений об их включении в Перечень земельных участков, предоставляемых многодетным семьям бесплатно, создает предпосылки к нарушению охраняемых законом интересов и прав граждан - неопределенного круга лиц (многодетных семей), в том числе несовершеннолетних детей, несправедливому распределению земельных участков среди многодетных семей и совершению коррупционных правонарушений должностными лицами органов местного самоуправления.
Согласно представленной отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Высокогорскому муниципальному району ГУ МЧС России по Республике Татарстан информации от 04.02.2020 при формировании и предоставлении земельного участка с кадастровым N не выполнены требования, регламентирующие противопожарное расстояние до лесных насаждений, что является нарушением требований п. 4.14 СП 4.13 130.2013.
Из заключения ГКУ Республики Татарстан "Пригородное лесничество" от 19.02.2020 следует, что при формировании земельного участка с кадастровым номером N не соблюдено требование, регламентирующее противопожарное расстояние до лесных насаждений не менее 30 метров.
Предоставленный ответчикам земельный участок с кадастровым номером N сформирован с нарушением установленных п. 4.14 СП 4.13130.2013 противопожарных расстояний от границ застройки сельского поселения до лесных насаждений, что лишает многодетную семью возможности распоряжаться в полном объеме своим участком в части размещения на нем новых объектов капитального строительства.
Прокурор просил признать незаконным и обязать исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан отменить постановление исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 21.06.2019 N 925 о предоставлении ответчикам земельного участка площадью 800 кв.м, имеющего кадастровый N в долевую собственность по 1/5 доли в праве на каждого члена семьи; истребовать из незаконного владения ответчиков указанный земельный участок в пользу муниципального образования "Высокогорский муниципальный район Республики Татарстан".
Уточнив исковые требования, прокурор просил признать недействующим с момента его принятия постановление от 21.06.2019 N 925.
Решением Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 25 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июня 2022 г, исковые требования прокурора удовлетворены, признано незаконным постановление исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 21.06.2019 N 925 о предоставлении Чернову Р.А, Черновой П.М, Черновой А.Р, Черновой Е.Р, Чернову Г.Р. земельного участка площадью 800 кв.м, имеющего кадастровый N, в долевую собственность по 1/5 доли в праве на каждого члена семьи, истребован из незаконного владения ответчиков земельный участок с кадастровым номером 16:16:210202:403 в пользу муниципального образования "Высокогорский муниципальный район Республики Татарстан".
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные постановления, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального права и неправильно определены значимые обстоятельства по делу.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в суд кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке надлежащим образом извещены, не возражали рассмотрению дела без их участия.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как следует из материалов дела, 19 февраля 2019 г. Чернов Р.А обратился к руководителю исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о предоставлении ему и членам его семьи Черновой П.М, Черновой А.Р, Черновой Г.Р... Чернову Г.Р, как многодетной семье, бесплатно в общую долевую собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании статьи 32.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
10 июня 2019 г. семьёй Черновых сформирован и поставлен на кадастровый учёт земельный участок площадью 800 кв.м с кадастровым номером N.
Постановлением исполняющего обязанности руководителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 10 июня 2019 г. N 814 перечень земельных участков, бесплатно предоставляемых многодетным семьям, постоянно проживающим на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, дополнен земельным участком площадью 800 кв.м с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
20 июня 2019 г. Черновым Р.А. в присутствии представителя органа местного самоуправления Галимовой Р.Р. осуществлён выбор земельного участка с видом разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 800 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", о чём составлен акт N 1015.
Постановлением руководителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 21 июня 2019 г. N925 в общую долевую собственность по 1/5 доли каждому однократно и бесплатно Чернову Р.А, Черновой П.М, Черновой А.Р, Черновой Г.Р, Чернову Г.Р. предоставлен земельный участок площадью 800 кв.м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", с видом разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства.
По акту приёма-передачи земельный участок передан семье Черновых.
5 июля 2019 г. зарегистрировано право общей долевой собственности Чернова Р.А, Черновой П.М, Черновой А.Р, Черновой Г.Р, Чернова Г.Р. на земельный участок по 1/5 доли за каждым на указанный земельный участок.
Удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 32, 32.1 Земельного кодекса Республики Татарстан, исходил из того, что предоставление ответчикам спорного земельного участка осуществлено с нарушением требований законодательства, не соблюдена процедура выбора многодетной семьей Черновых земельного участка, которая формально сводилась лишь к закреплению за ними того участка, который был заранее определен и сформирован, альтернативных вариантов заявителю фактически не предлагалось, при формировании и представлении земельного участка с кадастровым номером 16:16:210262:403 не выполнены требования, регламентирующие противопожарное расстояние до лесных насаждений, что является нарушением пункта 4.14 СП 4.13130.2013.
Соглашаясь с приведёнными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан, дополнительно указала, что при проведении выбора земельных участков многодетными семьями Черновым Р.А. осуществлён выбор земельного участка, самостоятельно сформированного семьёй Черновых за счёт собственных средств, который не был размещён на официальном сайте района в сети "Интернет", соответственно, другие многодетные семьи, участвовавшие в выборе земельных участков, не имели возможности в порядке очередности выбрать спорный земельный участок.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судов по следующим основаниям.
В силу требований части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", следует, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 3 названного постановления следует, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что в случае, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства.
При этом в случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (статья 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обжалуемые судебные акты названным требованиям не соответствуют.
В соответствии с подп. 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с пунктом 8 статьи 32.1 Земельного кодекса Республики Татарстан перечни земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, указанным в пункте 3 статьи 32 настоящего Кодекса, для осуществления индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), садоводства, огородничества, формируются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Татарстан на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости и с учетом потребности, определяемой исходя из списков граждан, имеющих право на получение данных земельных участков.
Перечни земельных участков формируются и утверждаются органами местного самоуправления раздельно в соответствии с целями их предоставления и подлежат размещению на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пунктов 13, 14 статьи 32.1 Земельного кодекса Республики Татарстан, предоставление гражданам земельных участков для целей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 32 настоящего Кодекса, осуществляется в порядке очередности не позднее одного года с даты включения их в списки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 настоящей статьи. Органы местного самоуправления назначают место, дату и время проведения процедуры выбора земельных участков и определяют граждан для участия в указанной процедуре в соответствии с их очередностью и количеством сформированных земельных участков. Не позднее чем за 14 дней до дня проведения процедуры выбора земельного участка граждане, определенные органом местного самоуправления, извещаются о месте, дате и времени ее проведения заказным письмом с уведомлением о вручении, телеграммой либо путем вручения им извещения под роспись. Выбор земельного участка осуществляется гражданами из перечня земельных участков в соответствии с их очередностью и оформляется актом, подписываемым заявителем и представителем уполномоченного органа местного самоуправления.
Пунктом 3.1 Положения о порядке принятия решений о бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан для осуществления жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества многодетным семьям, утвержденного Решением Совета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 18.01.2012 N 111, предусмотрено, что формирование земельных участков, предоставляемых бесплатно для осуществления индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, осуществляется на основании постановления исполнительного комитета Высокогорского муниципального района за счет средств бюджета Высокогорского муниципального района.
На основании пункта 3.2 указанного Порядка, сформированные в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией и на основании сведений государственного кадастра недвижимости земельные участки включаются в Перечень, который утверждается Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, и размещается на официальном сайте района в сети "Интернет".
Предоставление гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества осуществляется в порядке очередности не позднее одного года от даты включения их в списки (пункт 3.3).
Согласно пунктов 3.4 - 3.5 Положения органы местного самоуправления назначают место, дату и время проведения процедуры выбора земельных участков и определяют граждан для участия в указанной процедуре в соответствии с очередностью сформированных земельных участков).
Не позднее чем за две недели до проведения процедуры выбора земельного участка граждане, определенные органом местного самоуправления, извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, о месте, дате и времени ее проведения.
Выбор земельного участка осуществляется гражданами из перечня земельных участков в соответствии с их очередностью и оформляется актом, подписываемым заявителем и представителем уполномоченного органа (пункт 3.6).
Как следует из содержания искового заявления, заявляя требование о признании недействительным постановления органа местного самоуправления о предоставлении ответчикам в общую долевую собственность спорого земельного участка и истребовании указанного земельного участка, прокурор ссылался на нарушение порядка процедуры выбора земельного участка гражданами из заранее сформированного и утвержденного органом местного самоуправления Перечня земельных участков, выразившееся в том, что фактически за многодетной семьей Черновых органом местного самоуправления был закреплен тот земельный участок, который заранее ими же определен и сформирован, альтернативных вариантов заявителю фактически не предлагалось.
В силу п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Как предусмотрено п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Не соглашаясь в заявленными исковыми требованиями прокурора, Чернов Р.А. указал, что виновных действий со стороны многодетной семьи не имеется, процедура выбора земельного участка соблюдена, на выбор земельного участка семью Черновых пригласили после обеда, в этот день выбирали земельные участки несколько семей, предлагали на выбор несколько земельных участков, многодетная семья не могла каким - либо образом повлиять на действия Исполкома в части соблюдения предусмотренным законом процедур.
Согласно письменным объяснениям начальника МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республик Татарстан" от 19.02.2020 г, Чернов Р.А. Р.А. выбрал земельный участок с кадастровым номером N после включения земельного участка в Перечень земельных участков, бесплатно предоставляемых многодетным семьям, постоянно проживающим на территории Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, в числе первых граждан в порядке установленной очереди исходя из даты постановки на учет. При этом в этот день (20.06.2019) земельный участки сразу выбирали несколько десятков семей, Чернов Р.А. выбирал земельный участок не первым в этот день, так как был приглашен к 14 часам, процедуру выбора происходила с 08 часов.
Однако суд надлежащей оценки приведённым возражениям ответчиков в части соблюдения процедуры выбора земельного участка из Перечня не дал, мотивов их отклонения в судебном акте не привел, с достоверностью не установил, какие земельные участки предлагались многодетным семьям, участвующим 20 июня 2019 г. в процедуре выбора земельного участка, в том числе семье ответчиков, предлагался ли иным семьям, которые принимали участие в указанный день в выборе земельногоучастка ранее семьи Черновых, спорный земельный участок, эти обстоятельства судом не исследовались.
Между тем установление данного обстоятельства имеет существенное значение для правильного разрешения спора.
Без установления приведенных обстоятельств, выводы суда о нарушении прав и интересов граждан, в том числе прав и интересов многодетных семей, которыми также являются супруги Черновы, нельзя признать обоснованными.
Удовлетворяя исковые требования прокурора со ссылкой на то, что органами местного самоуправления района вопреки требованиям раздела 3 Положения не производилось формирование земельного участка с кадастровым номером N, суд не учел, что требования о признании незаконным формирования и включения в Перечень земельных участков, предоставляемых многодетным семьям бесплатно, спорного земельного участка, исключения указанного земельного участка из Перечня, прокурором не заявлены.
Разрешая требования прокурора, суд пришел к выводу о том, что при формировании и предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в нарушении п. 4.14 СП 4.13 130.2013 не выполнены требования, регламентирующие противопожарное расстояние до лесных насаждений, ссылаясь на заключение ГКУ Республики Татарстан от 19.02.2020, согласно которому формировании земельного участка с кадастровым номером N, примыкающего к землям лесного фонда, а именно кварталу 166 выдел 10 Высокогорского участкового лесничества, не соблюдено требование, регламентирующее противопожарное расстояние до лесных насаждений не менее 30 метров.
Вместе с тем, принимая решение по имеющимся в деле доказательствам, суды не учли, что возражения ответчика в части допущенных нарушений при формировании спорного земельного участка, могли быть подтверждены либо опровергнуты заключением судебной экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 79 ГПК РФ, поскольку для выяснения вопроса о соблюдении требований закона при формировании спорного земельного участка с кадастровым номером N, требовались специальные познания в землеустройства, каковыми ни суд первой инстанции ни судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан не обладают.
Указанные обстоятельства являлись юридически значимыми для принятия решения по заявленным исковым требованиям, однако не были учтены в качестве таковых, судами первой и апелляционной инстанций соответствующая оценка данным обстоятельствам в обжалуемых судебных актах не приведена.
Статьей 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены задачи подготовки дела к судебному разбирательству, среди которых перечислены: уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон. Реализация данных задач возложена непосредственно на суд, рассматривающий дело.
Соблюдение требований закона о проведении надлежащей подготовки гражданских дел к судебному разбирательству является одним из основных условий правильного и своевременного их разрешения.
Под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, согласно пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению.
Пункт 11 названного постановления Пленума предусматривает, что установив, что представленные доказательства недостаточно подтверждают требования истца или возражения ответчика либо не содержат иных необходимых данных, судья вправе предложить им представить дополнительные доказательства, а в случаях, когда представление таких доказательств для названных лиц затруднительно, по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании от организаций и граждан, в частности, письменных и вещественных доказательств.
Согласно разъяснений, отраженных в пункте 22 этого же постановления Пленума, судья в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 150 ГПК РФ опрашивает ответчика или его представителя, исходя из характера конкретного дела, а также возможных возражений ответчика. При этом судья предлагает ответчику представить доказательства в обоснование своих возражений, а также в необходимых случаях разъясняет его право предъявить встречное требование по общим правилам предъявления иска для совместного рассмотрения с первоначальным требованием истца (статьи 137, 138 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По смыслу названной нормы, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заинтересованных лиц. При этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес, действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению. Управомоченное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенных прав, который определяется спецификой охраняемого права и характером нарушения.
Надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав и отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.
Согласно положений статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление должно содержать четкое указание на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и непосредственно его требования, а также обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
Суду необходимо было определить, о защите какого права ставится вопрос прокурором, какой способ его защиты им выбран и соответствует ли он закону.
Согласно положений статьи 2 ГПК РФ задачами гражданского производства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Однако, разрешая настоящий спор по существу, ни суд первой, ни капелляционной инстанции данные задачи не реализовали.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение и апелляционное определение нельзя признать законными, так как они постановлены с существенным нарушением норм процессуального права, повлиявшими на исход дела.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 25 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июня 2022 г. подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеприведенное, дать оценку всем представленным доказательствам в совокупности и взаимосвязи, рассмотреть заявленные истцом требования и возражения стороны ответчика по всем основаниям с приведением норм материального права, подлежащим применению к спорным отношениям сторон, с соблюдением требований процессуального закона о полной и объективной оценке доказательств, с указанием оснований, по которым они принимаются или отклоняются судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 25 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июня 2022 г. отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.