Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Семеновой Л.А, Семенова В.А, Сисенко Д.Н. на решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 11 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 апреля 2022 г. по административному делу N 2а-218/2022 по административным исковым заявлениям Семеновой Л.А, Сисенко Д.Н. к заместителю начальника Ипатовского районного отделения службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Фидорцовой О.В, Ипатовскому районному отделению службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю о признании незаконным постановления об окончании исполнительного производства.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Семенова Л.А, Сисенко Д.Н. обратились в суд с административным иском к заместителю начальника Ипатовского районного отделения службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю (далее также - Ипатовский РОСП УФССП России по Ставропольскому краю) Фидорцовой О.В, Ипатовскому РОСП УФССП России по Ставропольскому краю, УФССП России по Ставропольскому краю о признании незаконным постановления об окончании исполнительного производства.
В обоснование своих требований указали, что на основании выданного 7 октября 2021 г. Ипатовским районным судом Ставропольского края исполнительного листа "данные изъяты" 28 октября 2021 г. возбуждено исполнительное производство N, которое 29 декабря 2021 г. постановлением заместителя начальника Ипатовского РОСП УФССП России по Ставропольскому краю Фидорцовой О.В. исполнительное производство окончено. Считает указанное должностное лицо не осуществляла никаких действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа в установленные законом сроки, в связи с чем административные истцы просили признать незаконным решение заместителя начальника Ипатовского РОСП УФССП России по Ставропольскому краю Фидорцовой О.В, принятого 29 декабря 2021 г. в форме постановления об окончании исполнительного производства N, возбужденного 28 октября 2021 г.
Решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 11 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 апреля 2022 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационных жалобах Семенова Л.А, Семенов В.А, Сисенко Д.Н. просят отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и норм процессуального права, принятые без учета фактических обстоятельств дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Жалобы на решения, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно требованиям которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет его законность в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом и не связано основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении (часть 8 статьи 226).
Если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения наряду с другими обстоятельствами суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (подпункт "в" пункта 3, пункт 4 части 9 статьи 226 упомянутого кодекса).
В соответствии со статьей 121 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Ипатовского районного суда от 22 сентября 2020 г. по административному делу N 2а-560/2020 по административному иску Семеновой Л.А, Сисенко Д.Н. к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, управлению по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края суд признал незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в неисполнении обязанности по устранению нарушений требований федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения в отношении остановочного пункта общественного пассажирского транспорта "Межрайгаз", расположенного на нечетной стороне автомобильной дороги общего пользования по ул. Заречная (между пересечениями с ул. Горького и ул. Кубанская, в непосредственной близости от АО "Ипатоворайгаз" по адресу: "адрес", в части п.5.3.1 и п.5.3.3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 3 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", и возложил на них обязанность в срок до 1 августа 2021 г. устранить нарушения указанных требований, которые должны состоять из следующих элементов: автопавильон, соответствующий требованиям п.3.10.3, п. 3.10.4, п.3.10.5, п.3.10.6 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования ОСТ 218.1.002-2003".
На основании выданного судом 7 октября 2021 г. исполнительного листа "данные изъяты", 28 октября 2021 г. заместителем начальника отдела -заместителем старшего судебного пристава Ипатовского РОСП УФССП России по Ставропольскому краю Фидорцовой О.В. возбуждено исполнительное производство N.
В рамках исполнительного производства администрацией Ипатовского городского округа Ставропольского края 9 ноября 2021 г. в адрес судебного пристава-исполнителя направлено заявление об окончании исполнительного производства в связи с исполнением требований исполнительного документа и в качестве доказательства исполнения представлен акт от 13 декабря 2021 г. комиссионной проверки соответствия технического состояния автомобильных дорог.
Заместителем начальника Ипатовского РОСП УФССП России по Ставропольскому краю Фидорцовой О.В. с выездом на место 17 декабря 2021 г. составлен акт о совершении исполнительных действий.
29 декабря 2021 г. постановлением исполнительное производство окончено в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Полагая постановление об окончании исполнительного производства незаконным, нарушающим права и законные интересы, административные истцы обратились с настоящим административным иском в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения, закрепленные в Федеральном законе от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пришел к правильному выводу о соответствии требованиям закона действий судебного пристава-исполнителя по окончанию исполнительного производства, которые охраняемых законом прав и интересов административных истцов не нарушают и отказал в удовлетворении заявленных требований, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство подлежит окончанию в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение (пункт 1 части 1 статьи 47 указанного Федерального закона).
Исходя из вышеприведенных норм, суды, установив на основании акта комиссионной проверки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в г. Ипатово Ипатовского городского округа Ставропольского края, проведенного обследования остановочного пункта общественного транспорта и выезда на место, факт исполнения администрацией Ипатовского городского округа и управления по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края требований исполнительного документа, суды правильно отклонили требования административных истцов.
Вопреки доводам жалобы фактическое исполнение требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем проверено, должниками подтверждено исполнение требований исполнительных документов в полном объеме, в связи с чем суды обоснованно исходили из того, что оспариваемое постановление соответствует требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы о том, что при составлении комиссионного акта незаинтересованные специалисты не участвовали, не являются основанием для отмены судебных актов, поскольку материалами дела, в частности актом комиссии рабочей группы, состоящей из специалистов в области дорожного хозяйства и транспорта от 13 декабря 2021 г, актом выезда судебного пристава-исполнителя на место 17 декабря 2021 г, подтверждается исполнение должниками требований исполнительного документа, при этом каких-либо доказательств факта неисполнения указанных требований, суду не было предоставлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 11 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Семеновой Л.А, Семенова В.А, Сисенко Д.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 декабря 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.