Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 октября 2005 г. N А05-483/2005-23
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 сентября 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Чертилиной З.А.,
судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 26.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 06.05.2005 (судья Гуляева И.С.) и постановление апелляционной инстанции от 19.07.2005 (судьи Волков Н.А., Бекарова Е.И., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-483/2005-23,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Савинскжилсервис" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Департаменту финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент) о возмещении 40 403 руб. расходов, связанных с предоставлением в период с апреля по декабрь 2004 года педагогическим работникам государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 41" (далее - Училище) льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на основании Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон).
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин), Архангельская область в лице Департамента, муниципальное образование "Плесецкий район" (далее - Муниципальное образование) в лице Финансового управления Муниципального образования, Министерство образования Российской Федерации (далее - Минобразования) и Училище.
Решением от 06.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.07.2005, исковые требования удовлетворены частично. С Минфина за счет казны Российской Федерации в пользу Предприятия взыскано 34 273 руб. 72 коп. компенсации. В иске к остальным ответчикам отказано.
В кассационной жалобе Минфин, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить принятые судебные акты в части удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации. По мнению Минфина, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Минобразования.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие в период с апреля по декабрь 2004 года в соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, пунктом 5 статьи 55 Закона предоставило педагогическим работникам Училища льготы по оплате коммунальных услуг и жилья.
Отказ Училища возместить истцу затраты, связанных с предоставлением указанных льгот, послужил основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт предоставления льгот и размер расходов Предприятия, связанных с этим, подтвержден материалами дела, в том числе списком граждан, имеющих право на льготы, выписками из лицевых счетов, другими документами.
Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - ВЦИК и СНК РСФСР) от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" предусмотрен порядок реализации льгот данной категории граждан за счет средств местного бюджета.
В соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 5 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 признано утратившим силу. Статьей 2 указанного закона установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Суд установил, что до 01.01.2005 обязанность финансирования Училища лежала на федеральном бюджете. Данный вывод подтверждается распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 1565-р.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает правильным и обоснованным вывод суда о невозможности применения Правил при взыскании компенсации расходов Предприятия, образовавшихся вследствие предоставления сотрудникам Училища установленных Законом льгот, финансирование которых осуществлялось из федерального бюджета. Правилами не установлен порядок возмещения расходов, образовавшихся в связи с предоставлением льгот гражданам, работающим в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, а Минфин не представил доказательств того, что из федерального бюджета направлялись денежные средства на возмещение указанных расходов.
Таким образом, вывод суда о том, что заявленные расходы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, основан на законе и подтверждается материалами дела. При этом суд правомерно отказал во взыскании суммы, составляющей налог на добавленную стоимость.
Довод подателя жалобы о том, что расходы организаций, предоставляющих льготные услуги сотрудникам образовательных учреждений, должно возмещать Минобразования, не может быть принят кассационной инстанцией в связи с отсутствием, как правильно установлено судом первой инстанции, доказательств выделения в 2004 году этому министерству денежных средств на реализацию льгот, установленных Законом.
При таких обстоятельствах основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 06.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 19.07.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-483/2005-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.А. Чертилина |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 октября 2005 г. N А05-483/2005-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника