Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Милославского П.Ю. на вступившие в законную силу постановление судьи Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 28 февраля 2022 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 9 июня 2022 года, вынесенные в отношении директора автономной некоммерческой организации "Нижегородский центр немецкой и европейской культуры" (далее также - АНО "Нижегородский центр немецкой и европейской культуры", организация) Милославского П.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 28 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 9 июня 2022 года, директор АНО "Нижегородский центр немецкой и европейской культуры" Милославский П.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Милославский П.Ю. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и возвращении дела на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Милославского П.Ю. к административной ответственности) осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ) под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в названном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Указанная деятельность осуществляется в следующих формах: участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений; участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий; публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике; формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований; вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность; финансирование указанной деятельности.
В силу пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 названного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области от 24 июня 2021 года N 884-р должностными лицами названного органа в период с 12 июля 2021 года по 30 июля 2021 года проведена внеплановая документарная проверка деятельности АНО "Нижегородский центр немецкой и европейской культуры" (Нижегородская "адрес" сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 30 декабря 2008 года под основным государственным регистрационным номером 1085200006132, учетный номер 5214050310), по результатам которой установлено, что организация получала финансирование деятельности за счет иностранных источников и в ее деятельности усматриваются признаки политической деятельности, направленной на формирование общественного мнения в целях воздействия на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и гражданского общества, однако она не была включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 29 сентября 2021 года N 1095-р АНО "Нижегородский центр немецкой и европейской культуры" включена в указанный реестр.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние директора организации Милославского П.Ю. правильно квалифицировано по части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы обстоятельства осуществления организацией политической деятельности установлены в ходе рассмотрения дела на основании полного и всестороннего исследования и оценки собранных доказательств.
Довод Милославского П.Ю. о том, что он неоднократно обращался с заявлениями о включении организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не может повлечь отмену судебных актов. Из ответа заместителя директора Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации от 22 декабря 2020 года следует, что заявление о включении организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не было рассмотрено в связи с его оформлением не в соответствии с предъявляемыми требованиями. В данном случае в деянии Милославского П.Ю. содержится состав указанного административного правонарушения.
Довод Милославского П.Ю. о нарушении судьей областного суда его права на защиту, поскольку жалоба рассмотрена в отсутствие защитника, не может повлечь отмену судебного акта.
Из материалов дела следует, что определением судьи областного суда от 20 апреля 2022 года рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении назначалось на 25 мая 2022 года (л.д.122), участники процесса были своевременно и надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства (л.д.123-125).
В судебном заседании, состоявшемся 25 мая 2022 года, Милославский П.Ю. заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с тем, что его защитник - адвокат Астапов А.В. госпитализирован в ГБУЗ НО ГКБ N 12 (л.д. 129), которое определением судьи областного суда от 25 мая 2022 года удовлетворено, рассмотрение жалобы отложено на 9 июня 2022 года (л.д.132-133).
Участники процесса своевременно и надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (л.д.134, 135).
9 июня 2022 года судьей областного суда рассмотрена жалоба на постановление по делу об административном правонарушении с участием Милославского П.Ю, который ходатайства об отложении судебного разбирательства в связи с неявкой защитника не заявлял.
При таких обстоятельствах судья областного суда правомерно рассмотрел жалобу в отсутствие защитника - адвоката Астапова А.В.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии директора организации Милославского П.Ю. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие Милославского П.Ю. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием законодательства не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения директора организации Милославского П.Ю. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено директору организации Милославскому П.Ю. в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 28 февраля 2022 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 9 июня 2022 года, вынесенные в отношении директора автономной некоммерческой организации "Нижегородский центр немецкой и европейской культуры" Милославского П.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Милославского П.Ю. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.