Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области (далее УМВД России по Пензенской области) на решение Ленинского районного суда города Пензы от 14 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 31 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Байрамова Н.Ф.о. к УМВД России по Пензенской области об оспаривании решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
Байрамов Н.Ф.о. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение УМВД России по Пензенской области от 4 июня 2021 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Административные исковые требования обоснованы тем, что административному истцу решением УМВД России по Пензенской области от 4 июня 2021 года не разрешен въезд в Российскую Федерацию до 29 мая 2024 года. Данное решение полагал незаконным, принятым без учета фактических обстоятельств личной жизни. При вынесении оспариваемого решения не принято во внимание, что с 20 августа 2014 года Байрамов Н.Ф.о. постоянно и на законном основании проживает на территории Российской Федерации, требования миграционного законодательства соблюдает, состоит в браке с гражданкой Российской Федерации ФИО11 положительно характеризуется по месту жительства, с 25 мая 2016 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, является работодателем для иного лица, производит необходимые отчисления в бюджет, желает со своей семьёй (супругой и ребенком) проживать на территории Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда города Пензы от 14 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 31 марта 2022 года, административный иск удовлетворен.
Признано незаконным решение УМВД России по Пензенской области от 4 июня 2021 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину "данные изъяты" Байрамову Н.Ф.о. до 29 мая 2024 года. На УМВД России по Пензенской области возложена обязанность исключить Байрамова Н.Ф.о. из списка лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен.
В кассационной жалобе, поданной 28 сентября 2022 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 17 октября 2022 года, УМВД России по Пензенской области просит отменить судебные акты в связи с нарушением норм материального права. Указывает, что судами первой и апелляционной инстанций необоснованно сделаны выводы о том, что оспариваемое решение является слишком строгим, несоразмерно совершенным административным правонарушениям, носит формальный характер и создает препятствия для реализации законных прав и свобод, при его принятии не учтены степень вины административного истца, его личность, не исследовались длительность проживания на территории Российской Федерации, семейное положение, наличие близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, отношение к уплате налогов, наличие имущества на территории Российской Федерации. Обращает внимание, что административный истец с супругой зарегистрированы по разным адресам, его усыновленный ребенок хотя и проживает на территории Пензенской области, однако является гражданкой "данные изъяты", на территории Российской Федерации имущества не имеет, в 2010 году ему было аннулировано разрешение на временное проживание.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не находит.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55, часть 3 статьи 62).
Иностранные граждане, находясь в Российской Федерации, согласно требованиям части 2 статьи 15, статье 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных статьей 26 настоящего Федерального закона, может быть вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию (часть 3).
Согласно подпункту 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом; иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации (пункты 5, 6 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
Из материалов дела следует и установлено судами, что Байрамов Н.Ф.о. является гражданином "данные изъяты".
23 июля 2014 года Байрамову Н.Ф.о. УФМС России по Пензенской области был выдан вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации сроком по 23 июля 2019 года, который впоследствии продлен до 23 июля 2024 года.
Решением УМВД России по Пензенской области от 4 июня 2021 года Байрамову Н.Ф.о. запрещен въезд в Российскую Федерацию сроком до 29 мая 2024 года на основании подпункта 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Основанием для вынесения указанного решения послужило привлечение Байрамова Н.Ф.о. неоднократно (более двух раз) в течение трех лет к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным решение УМВД России по Пензенской области от 4 июня 2021 года, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что при вынесении оспариваемого решения уполномоченным органом не в полном объёме учтены существенные обстоятельства, имеющие значение для его принятия, в частности, степень вины административного истца, его личность, обстоятельства длительности постоянного проживания на территории Российской Федерации, семейное положение, наличие близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, отношение к уплате налогов, отсутствие обстоятельств, подтверждающих обоснованность чрезмерного и неоправданного вмешательства в личную и семейную жизнь административного истца.
При этом судом было установлено, что Байрамов Н.Ф.о. является отцом несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющей вид на жительство и проживающей на территории Российской Федерации; с 22 декабря 2020 года состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации ФИО12 с 25 мая 2016 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и является работодателем в отношении Байрамова Ф.З.о.; регулярно оплачивает единый налог на вмененный налог; по предыдущему месту жительства администрацией рабочего поселка "адрес" характеризуется положительно, пользуется уважением, принимает активное участие в общественной жизни поселка, оказывает финансовую помощь на проведение культурных мероприятий; имеет благодарности Благотворительного фонда социальной поддержки населения "данные изъяты" за оказанную помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов о незаконности оспариваемого решения.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается наличие предусмотренных законом оснований для формального принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Материалами дела подтверждается, что с 4 сентября 2018 года по 18 мая 2021 года Байрамов Н.Ф.о. неоднократно (13 раз) привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 12.9, частью 2 статьи 12.12, частью 1 статьи 12.15, статьёй 12.20, частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, проверив соблюдение гарантий, предоставленных статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суды пришли к мотивированному выводу о том, что оспариваемым решением допущено несоразмерное вмешательство в личную и семейную жизнь Байрамова Н.Ф.о.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункт 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод допускают вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение личной и семейной жизни, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе, в частности, в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, защиты прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17 февраля 2016 года N 5-П, суды, рассматривая дела о нарушении иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, влекущем административное выдворение за пределы Российской Федерации, должны иметь возможность учитывать при назначении административного наказания обстоятельства, позволяющие надлежащим образом оценить соразмерность его последствий целям введения данной меры административной ответственности, в том числе длительность проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство.
В рассматриваемом случае запрет на въезд в Российскую Федерацию не относится к мерам необходимым для защиты национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, предпринятым в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Байрамов Н.Ф.о. длительное время проживает на территории Российской Федерации, на законном основании проживает и его несовершеннолетняя дочь, состоит в зарегистрированном браке с гражданкой России, трудоустроен, имеет легальный источник дохода, уплачивает налоги в бюджет, данные об иных, кроме явившихся основанием для принятия оспариваемого решения, нарушениях закона, в деле отсутствуют.
Совершенные административным истцом административные правонарушения не связаны с нарушением миграционного законодательства, объектом посягательства в данных случаях являлась безопасность дорожного движения.
Учитывая фактические обстоятельства дела, суд обоснованно счел вмешательство в осуществление права на уважение личной жизни административного истца чрезмерным и неоправданным.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств, имеющихся в материалах доказательств и сделанных на их основе выводов. Вместе с тем, основанием для принятия спорного решения явилось совершение административным истцом в течение 3 лет двух и более административных правонарушений, а приведенные в доводах жалобы обстоятельства к таким основаниям не относились.
В соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка доказательств по делу и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено, выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Пензы от 14 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 31 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.