Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области (далее - УФССП России по Курской области) на решение Промышленного районного суда города Курска от 17 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 20 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Щукиной К.С, УФССП России по Курской области об оспаривании постановления, освобождении от исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установил:
комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Курской области Щукиной К.С. от 22 марта 2022 года о взыскании исполнительского сбора, освободить от уплаты исполнительского сбора.
Требования обоснованы тем, что решением Промышленного районного суда города Курска от 29 ноября 2021 года на комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области возложена обязанность предоставить ФИО6 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Курска. На основании исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Курской области от 1 марта 2022 года возбуждено исполнительное производство, а постановлением от 22 марта 2022 года взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей и установлен новый срок исполнения. В установленный для добровольного исполнения срок, решение не было исполнено в виду обстоятельств непреодолимой силы и по объективным причинам. Приобретение жилья осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", срок для совершения процедур по приобретению жилых помещений, передачу их в собственность Курской области, оформление собственности как специализированного жилищного фонда Курской области и заключение договора найма специализированного жилого помещения требует длительного времени, в связи с чем вина Комитета в невыполнении в 5-дневный срок требований исполнительного документа, отсутствует.
Решением Промышленного районного суда города Курска от 17 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 20 сентября 2022 года, заявление удовлетворено частично.
Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области освобожден от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Курской области от 22 марта 2022 года по исполнительному производству N-ИП от 1 марта 2022 года.
В остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 17 октября 2022 года почтой через Промышленный районный суд города Курска, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 2 ноября 2021 года, УФССП России по Курской области просит отменить судебные акты в связи с нарушением норм материального права. В доводах жалобы указывает, что административным истцом не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения решения суда. Длительная процедура приобретения жилья, отсутствие жилых помещений, проведение электронных аукционов не являются доказательствами наличия уважительных причин, препятствующих исполнению требований исполнительного документа, а поэтому не могут являться уважительными для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора. Обстоятельства, на которые ссылается должник, могли быть учтены только при решении вопросов о приостановлении исполнительного производства, отсрочке, рассрочке исполнения требований исполнительного документа. Административным истцом не было предоставлено доказательств того, что им были предприняты меры к выделению из бюджета дополнительных денежных средств на приобретение жилья с учетом цен на рынке недвижимого имущества.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что добровольно исполнить в течение установленного после возбуждения исполнительного производства 5-ти дневного срока судебный акт об обеспечении благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Курска за счет средств, выделяемых из бюджета Курской области, с последующим включением жилого помещения в реестр государственного имущества Курской области и заключении с ФИО6 договора найма специализированного жилого помещения невозможно вследствие объективных обстоятельств и по независящим от должника причинам.
Отказывая в удовлетворении требований о признании постановления о взыскании исполнительского сбора от 22 марта 2022 года незаконным, суд исходил из того, что основания для этого отсутствуют, поскольку постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, а само по себе освобождение должника от уплаты исполнительского сбора не влечет отмену вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что вступившим в законную силу 11 января 2022 года решением Промышленного районного суда города Курска от 29 ноября 2021 года на комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области возложена обязанность предоставить ФИО6 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Курска.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Курской области от 1 марта 2022 года на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство N-ИП, копия которого получена Комитетом 2 марта 2022 года.
В связи с неисполнением должником в 5-тидневный срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Курской области от 22 марта 2022 года с комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Постановление получено Комитетом 25 марта 2022 года.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Частью 12 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор - это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава-исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пункту 1, 2 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (пункт 3).
Основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
При этом к таким уважительным причинам отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с пунктом 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
При этом, положения пункта 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предоставляют суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен статьей 5.1 Закона Курской области от 28 декабря 2007 года N 139-ЗКО "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области".
Орган исполнительной власти Курской области, осуществляющий управление государственным жилищным фондом Курской области, в установленном порядке закрепляет жилые помещения на праве оперативного управления за учреждением, подведомственным органу исполнительной власти Курской области, уполномоченному на управление, распоряжение и содержание специализированного жилищного фонда Курской области для детей-сирот. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на управление, распоряжение и содержание специализированного жилищного фонда Курской области для детей-сирот.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, указанным в части 2 настоящей статьи, в соответствии со списком, сформированным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом даты наступления права на обеспечение жилым помещением. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти. Жилое помещение предоставляется общей площадью не менее 27 кв.м (части 4-6 статьи 5.1 Закона Курской области от 28 декабря 2007 года N 139-ЗКО).
Приобретение жилья для детей-сирот осуществляется административным истцом в соответствии с требованиями статей 63, 67-69, 83.2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Минимально возможный срок заключения контракта после проведения аукциона в электронной форме, установленный положением Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не может быть менее 25 дней.
Несоблюдение положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части сроков процедур закупки и заключения контракта недопустимо и влечет наступление для заказчика ответственности, установленной законом.
Поскольку жилье для детей-сирот закупается на первичном рынке, то в срок исполнения контракта в обязательном порядке подлежит включению срок строительства жилья.
После исполнения контракта, пунктом 19 Положения об учете государственного имущества Курской области, утвержденного постановлением администрации Курской области от 29 февраля 2008 года N 55 "О совершенствовании учета государственного имущества Курской области" установлен месячный срок осуществления учета государственного имущества Курской области комитетом по управлению имуществом Курской области.
Согласно части 4 статьи 5.1 Закона Курской области от 28 декабря 2007 года N 139-ЗКО проводятся процедуры по закреплению жилых помещений на праве оперативного управления за учреждением, подведомственным органу исполнительной власти Курской области, уполномоченному на управление, распоряжение и содержание специализированного жилищного фонда Курской области для детей-сирот (ОКУ "Отдел материального транспортного обеспечения технического надзора).
После чего комитетом по управлению имуществом Курской области жилое помещение включается в специализированный жилищный фонд и предоставляется гражданам из числа детей-сирот.
Таким образом, установленная законом процедура предоставления жилья детям сиротам не может быть осуществлена в срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" указано, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом, в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Вопросы о степени вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличии или отсутствии оснований для возложения на него ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция полагает правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии вины административного истца в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
При этом, административный истец не вправе самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами, не предусмотренными решением о бюджете, в связи с чем освобождение его от взыскания исполнительского сбора является обоснованным, не противоречащим нормам материального права.
Судами обоснованно принято во внимание, что приобретение жилых помещений осуществляется комитетом социального обеспечения, материнства и детства Курской области в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что предполагает соблюдение процедур, установленных данным федеральным законом.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергают правильности выводов суда о наличии объективных причин и отсутствия виновного противоправного бездействия должника - административного истца в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, основанием для отмены судебных актов являться не могут.
Нарушений норм материального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой и апелляционной инстанций не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана оценка в соответствии со статей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Промышленного районного суда города Курска от 17 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.