Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 14 ноября 2022 года гражданское дело по иску Ковалева Александра Тихоновича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о перерасчете размера пенсии
по кассационной жалобе Ковалева Александра Тихоновича
на решение Севского районного суда Брянской области от 16 марта 2022 года по гражданскому делу N 2-13/2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 21 июня 2022 года по гражданскому делу N 33-1810/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Ковалев А.Т. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о перерасчете размера пенсии.
Определением Севского районного суда Брянской области от 19.10.2021 г. произведена замена ответчика ГУ - УПФР в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) на его правопреемника ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области.
Решением Севского районного суда Брянской области от 16 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 21 июня 2022 года, в удовлетворении иска Ковалева А.Т. отказано.
В поданной кассационной жалобе Ковалев А.Т. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывая на наличие оснований для перерасчета пенсии, поскольку в период обучения работал, в связи с чем, указанный период должен быль включен в страховой стаж независимо от включения его в выслугу лет.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Ковалев А.Т. является пенсионером МВД РФ, получает пенсию за выслугу лет и получает страховую пенсию по старости (без фиксированной выплаты).
25 июня 2021 года Ковалев А.Т. обратился в ГУ-УПФР в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) с заявлением о пересмотре размера страховой пенсии по старости.
Письмом от 9 июля 2021 года в удовлетворении заявления пенсионным органом отказано.
Как следует из материалов дела: с 1 июля 1966 г. по 22 августа 1967 г. Ковалев А.Т. работал в Севской АТК; с 23 августа 1967 г. по 19 июля 1969 г. проходил срочную военную службу; с 8 августа 1989 г. по 13 июля 1972 г. на Севском сушильном заводе; с 25 июля 1972 г. по 10 ноября 1976 г. на Московском заводе шлифовальных станков; в период с 1 сентября 1970 г. по 26 июня 1976 г. проходил обучение в Брянском институте транспортного машиностроения; с 11 ноября 1976 г. по 16 июня 1997 г. - в Севском РОВД; с 13 августа 1997 г. по 5 января 1998 г. в Севком ДРСУ; с 5 января 1998 г. по 13 августа 1999 г. на Севском хлебозаводе; с 1 июня 2020 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; с 4 апреля 2002 г. по 16 октября 2006 г. в Севских МИС; с 10 сентября 2007 г. по 14 апреля 2010 г. в Севском ПУ-34; с 26 апреля 2011 г. по 2 сентября 2011 г. в Суземкадорстрой; с 2 сентября 2011 г. по 31 января 2021 г. в Севском отделе образования.
На момент увольнения из органов внутренних дел Ковалеву А.Т. исчислен стаж в размере 25 лет 00 месяцев 1 дня, куда вошли: срочная служба, обучение в высшем учебном заведении, служба в милиции.
Период обучения в высшем учебном заведении с 01.09.1970 г. по 26.06.1976 г. включен в стаж Ковалева А.Т. из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так и Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
С 25.07.2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 22.03.2008 г. N156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", предусматривающий установление страховой части трудовой пенсии по старости военным пенсионерам начиная с 1 января 2007 года.
Вышеуказанным Законом N 156-ФЗ внесены соответствующие изменения в Законы N 4468-1 ФЗ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и предоставлено военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой в соответствии с Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Лица, указанные в ст.1 Закона от 12.02.1993 г. N 4468-1, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на службе в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы (ст. 5 Закона N 4468-1).
В соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18).
Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 г. принято постановление N 941.
В силу абзаца четвертого пункта 2 постановления N 941, выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной, очно-заочной или заочной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г.
Главным условием, которое определяет право на пенсию за выслугу лет, в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" является наличие соответствующей выслуги на службе в органах внутренних дел.
В выслугу лет для назначения пенсии лицам, уволенным со службы, согласно названному Закону Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (часть 1 статьи 18). Установленный порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных со службой в органах внутренних дел, является льготой, позволяющей увеличивать выслугу для назначения пенсии.
Законодатель, установив возможность и порядок зачета в выслугу лет времени учебы, не определилтипы и виды образовательных организаций, условия обучения в образовательных организациях, время учебы в которых может быть включено на соответствующих условиях в выслугу лет для назначения пенсии.
Правительство Российской Федерации исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий по определению порядка исчисления выслуги лет в абзаце четвертом пункта 2 постановления установило порядок зачета времени обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющим право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Норма о возможности зачета в выслугу лет для назначения пенсии времени обучения носит стимулирующий характер, имеет целью поощрение к поступлению на службу в органы внутренних дел лиц, имеющих соответствующее профессиональное образование (среднее профессиональное образование или высшее образование).
Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами (часть 8 статьи 60).
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируя правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, в части 2 статьи 9 устанавливает, что квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава - образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 38 данного Федерального закона в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
В соответствии со статьей 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.
Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.
Статьей 103 указанного Закона, определен порядок подсчета среднемесячного заработка.
Так, среднемесячный заработок за периоды, указанные в статье 102 Закона, подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60.
Если работа продолжалась менее 24 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев.
В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, пенсия исчисляется исходя из условного месячного заработка. Он определяется следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (21, 2 - при пятидневной рабочей неделе; 25, 4 - при шестидневной рабочей неделе). В этом случае заработок, из которого исчисляется пенсия, не может превышать сумму двух тарифных ставок (окладов) данного работника.
После обращения в суд с настоящим иском Ковалев А.Т. обратился в ГУ-УПФР в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии по основаниям увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента за период до 1 января 2015 г.
По данному заявлению Ковалеву А.Т. произведен пересмотр размера страховой пенсии по старости с 1 октября 2021 г. с учетом справок о заработной плате за периоды работы с 8 августа 1969 г. по 31 августа 1970 г. в Севском сушзаводе, с 27 июня 1976 г. по 10 ноября 1976 г. в Московском заводе шлифовальных станков, с 13 августа 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в Севском ДРСУч, с 1 января 1998 г. по 12 августа 1999 г. на Севском хлебозаводе, с 1 июня 2000 г. по 31 декабря 2000 г. в качестве индивидуального предпринимателя.
Перерасчет произведен в соответствии с требованиями ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований Ковалева А.Т, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что правовых оснований для перерасчета пенсии у судов не имелось, нарушений пенсионных прав истца при перерасчете размера страховой пенсии не установлено, поскольку фактически истец требует исключить период его обучения в высшем учебном заведении свыше установленного пятилетнего срока из пенсионного стажа по линии МВД, для включения его в стаж страховой пенсии по старости, что действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
Суды верно исходили из того, что требование истца о перерасчете пенсии исходя из 7 месяцев зарплаты путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев противоречит закону, так как данное правило установлено для тех граждан, работа которых продолжалась менее 24 месяцев.
В судебных актах приведены результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также дано толкование норм материального права (Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"), подлежащих применению к спорным отношениям.
Приведенные Ковалевым А.Т. в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для перерасчета пенсии, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения апелляционной инстанции являться не могут.
Судами исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки судов первой и второй инстанций, кассационная жалоба истца не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Севского районного суда Брянской области от 16 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 21 июня 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Ковалева Александра Тихоновича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.