Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 14 ноября 2022 года гражданское дело по иску Дворникова Юрия Александровича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о признании решения незаконным
по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел России по Саратовской области
на решение Кировского районного суда города Саратова от 15 марта 2022 года по гражданскому делу N 2-3085/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 23 июня 2022 года по гражданскому делу N 33-4944/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел России по Саратовской области Симонова Н.В, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Дворников Ю.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее по тексту - ГУ МВД России по Саратовской области) о признании решения незаконным.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 15 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 23 июня 2022 года, исковые требования Дворникова Ю.А. удовлетворены: признано незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Саратовской области, изложенное в протоколе заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Саратовской области от 16 июля 2021 года N24, об отказе Дворникову Ю.А. во включении в список граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ"; на Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Саратовской области возложена обязанность включить Дворникова Ю.А. в список граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ".
В кассационной жалобе ГУ МВД России по Саратовской области ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального права, указывая на отсутствие оснований для включения истца в список участников программы, ввиду не предоставления полного пакета документов, которые были представлены только в суд.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не
допущено.
Как установлено судом, 6 февраля 1996 года Дворников Ю.А, занимая должность следователя следственного отдела Петровского ГОВД, обратился к начальнику Петровского ГОВД с рапортом о постановке его в очередь на получение жилой площади. Указанный рапорт зарегистрирован в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Петровского ГОВД.
Согласно справке начальника ОМВД России по Петровскому району Саратовской области Дворников Ю.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 6 февраля 1996 года. Выписка из протокола жилищно-бытовой комиссии не представлена, в связи с утратой номенклатурных дел за период до 25 мая 1999 года, при этом, индивидуальный учет сотрудников Петровского ГОВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ежеквартально передавался в Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУВД области.
Факт включения Дворникова Ю.А. в список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий решением жилищно-бытовой комиссии от 6 февраля 1996 года подтвержден в ходе проверки, проведенной ОМВД России по Петровскому району Саратовской области. Соответствующий протокол утрачен.
Как следует из материалов дела, протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии ОМВД России по Петровскому району Саратовской области от 11 января 2019 года Дворников Ю.А. перерегистрирован в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Согласно выписке из индивидуального учета сотрудников ОМВД России по Петровскому району Саратовской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного 27 февраля 2019 года, Дворников Ю.А. поставлен на жилищный учет 6 февраля 1996 года.
24 июня 2021 года Дворников Ю.А. обратился в ГУ МВД России по Саратовской области с заявлением (рапортом) о включении его в список граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ".
К заявлению Дворниковым Ю.А. приложены: выписка из приказа начальника ГУ МВД России по Саратовской области от 10 мая 2012 года N132 л/с, согласно которому подполковник юстиции Дворников Ю.А. уволен со службы в органах внутренних дел по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, выслуга лет в календарном исчислении составляет 23 года 07 месяцев 27 дней; копия протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ОМВД России по Петровскому району Саратовской области от 11 января 2019 года; выписка из индивидуального учета сотрудников ОМВД России по Петровскому району Саратовской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного 27 февраля 2019 года; копия паспорта Дворникова Ю.А.; копия удостоверения пенсионера N; уведомление об отсутствии сведений в Едином государственном реестре недвижимости от 8 июня 2021 года N; справка об отсутствии сведений о собственности, выданная ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ N; копия свидетельства о расторжении брака N от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Саратовской области, изложенным в протоколе заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Саратовской области от 16 июля 2021 года N24, Дворникову Ю.А. отказано во включении его в список граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" по причине не предоставления выписки из решения жилищно-бытовой комиссии ОМВД России по Петровскому району Саратовской области о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Из содержания указанного протокола следует, что Дворников Ю.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 6 февраля 1996 года.
В собственности жилых помещений Дворников Ю.А. не имеет, что подтверждается представленным уведомлением об отсутствии сведений в Едином государственном реестре недвижимости от 04 марта 2022 года N N.
Дворников Ю.А. зарегистрирован по адресу: "адрес". Собственником указанного дома является мать бывшей супруги Дворникова Ю.А. - ФИО6, умершая ДД.ММ.ГГГГ.
Дворников Ю.А. уволен со службы в органах внутренних дел по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет.
В силу ст. 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел РФ, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан РФ, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абз. 6 пп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют, в числе прочих, граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел РФ с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу пп. "а" п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для участия в ведомственной целевой программе граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов, органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 1 с приложением следующих документов: справки об общей продолжительности военной службы (службы); выписки из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе; выписки из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, указанных в подп. "б" п. 5 настоящих Правил; справки о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копии документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ); копий документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.
Согласно п. 22 названных Правил основанием для отказа в признании гражданина участником основного мероприятия являются:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п. 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в п. 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Разрешая спор, удовлетворяя исковые требования Дворникова Ю.А. о признании решения незаконным, суды первой и апелляционной инстанций, установив необходимые юридически значимые обстоятельства, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что основания для отказа Дворникову Ю.А. во включении его в список граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" являлись формальными, поскольку выписка из решения жилищно-бытовой комиссии ОМВД России по Петровскому району Саратовской области о постановке на учет истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года не могла быть представлена Дворниковым Ю.А. в силу объективных, не зависящих от него причин, а именно, в связи с утратой ОМВД России по Петровскому району Саратовской области соответствующего решения.
Суды верно исходили из того, что Дворников Ю.А. соответствует требованиям, установленным пп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, учитывая представление Дворниковым Ю.А. в ГУ МВД России по Саратовской области копии протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ОМВД России по Петровскому району Саратовской области от 11 января 2019 года и выписки из индивидуального учета сотрудников ОМВД России по Петровскому району Саратовской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного 27 февраля 2019 года, подтверждающих факт постановки сотрудника на соответствующий учет 6 февраля 1996 года.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные ГУ МВД России по Саратовской области в жалобе доводы об отсутствии оснований для признания решения незаконным ввиду непредставления полного пакета документов, по существу сводятся к несогласию с выводом судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, которые не являлись предметом оценки судов первой и второй инстанций, кассационная жалоба ответчика не содержит.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 23 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел России по Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.