Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Вишневской В.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании 15 ноября 2022 года гражданское дело N 2-2691/2021 по иску Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области к Князевой Алене Сергеевне о признании выданного государственного сертификата на материнский капитал недействительным, лишении права на получение материнского (семейного) капитала по государственному сертификату, взыскании незаконно полученной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 2 августа 2022 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В, выслушав пояснения представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области Стаскевич И.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области обратилось в суд с иском к Князевой А.С. о признании выданного государственного сертификата на материнский капитал недействительным, лишении права на получение материнского (семейного) капитала по государственному сертификату, взыскании незаконно полученной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 20 октября 2021 года исковые требования Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области удовлетворены. Постановлено признать ранее выданный Князевой А.С. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал N от 29 июля 2020 года недействительным; лишить Князеву А.С. права на получение материнского (семейного) капитала по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал N от 29 июля 2020 года. С Князевой А.С. взыскана выплата за счет средств материнского (семейного) капитала за период с 3 июля 2020 года по 28 февраля 2021 года в размере 84 576 рублей 38 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 2 августа 2022 года решение Борского городского суда Нижегородской области от 20 октября 2021 года отменено. Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области отказано.
В поданной кассационной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Выслушав участника процесса, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Князева А.С. является матерью четверых детей: ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Заочным решением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 2 декабря 2010 года Князева А.С. лишена родительских прав в отношении ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
13 июля 2020 года Князева А.С. обратилась в ГУ - УПФ РФ по городскому округу город Бор Нижегородской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал посредством портала Госуслуги, указав детей: ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из ответа Управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 22 июля 2020 года на запрос ГУ - УПФ РФ городского округа город Бор Нижегородской области следует, что Управление образования и молодежной политики администрации городского округа город Бор Нижегородской области не располагает сведениями о лишении родительских прав в отношении Князевой А.С.
Решением ГУ - УПФР по городскому округу город Бор Нижегородской области от 29 июля 2020 года N 585 Князевой А.С. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в размере 616 617 рублей в связи с рождением второго ребенка ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
27 августа 2020 года Князева А.С. посредством Единого портала Госуслуги обратилась в ГУ - УПФ РФ городского округа город Бор Нижегородской области с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, просила назначить ежемесячную выплату за счет средств материнского (семейного) капитала в связи с рождением второго ребенка ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением ГУ - УПФ РФ городского округа город Бор Нижегородской области от 21 сентября 2020 года N 676 заявление Князевой А.С. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением второго ребенка удовлетворено в размере 127 896 рублей с 3 июля 2020 года по 2 июля 2021 года.
17 марта 2021 года к истцу поступило решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 2 декабря 2010 года о лишении Князевой А.С. родительских прав в отношении детей: ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с актом о выявленной переплате средств материнского (семейного) капитала от 17 марта 2021 года в результате неправомерной выдачи сертификата и удовлетворенного заявления о предоставлении ежемесячной выплаты сумма переплаты Князевой А.С. составила 84 576 рублей 38 копеек.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области о признании выданного Князевой А.С. государственного сертификата на материнский капитал недействительным, лишении права на получение материнского (семейного) капитала по государственному сертификату, взыскании незаконно полученной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала, суд первой инстанции пришел к выводу, что право на получение государственного сертификата на материнский капитал возникло у истца с момента рождения второго ребенка ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и прекратилось после вступления в законную силу решения суда о лишении истца родительских прав в отношении двух первых детей, повторное возникновение права на дополнительные меры государственной поддержки законодательством не предусмотрены.
Суд первой инстанции также обратил внимание на то, что право на дополнительные меры государственной поддержки в виде средств материнского (семейного) капитала в настоящее время реализовано детьми истца, в отношении которых она лишена родительских прав.
С данными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении исковых требований Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области, суд апелляционной инстанции исходил из того, что право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал возникло у Князевой А.С. в связи с рождением детей: ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при этом дети ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в отношении которых ответчик лишена родительских прав, не должны учитываться при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки.
При этом, суд апелляционной отметил, что право на получение средств материнского (семейного) капитала не было реализовано истцом после рождения второго ребенка ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вследствие чего ответчик не может быть лишена указанных мер государственной поддержки.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 256-ФЗ материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;
5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.
В соответствии с частью 3 статьи 3 этого Федерального закона право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Частью 4 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, оставил ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дал письменное согласие на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление мачехой), совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 данной статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 названной статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 этой статьи (часть 5 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала возникает у женщины, родившей двух и более детей начиная с 1 января 2007 года или первого ребенка начиная с 1 января 2020 года, однократно. На это обстоятельство указано и в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), в связи с рождением которого возникло такое право, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 статьи 3 указанного Федерального закона.
Согласно пунктам 1 и 2 части 6 статьи 5 Федерального закона N 256-ФЗ основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются, в том числе, отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с этим Федеральным законом, а также прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3 - 4.1 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Таким образом, согласно статье 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры социальной поддержки возникает у граждан Российской Федерации, перечисленных в ее части 1, при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и, по общему правилу, может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которых возникло это право.
Наряду с условиями возникновения этого права определены и основания его прекращения, в числе которых предусмотрено лишение женщины родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Вместе с тем указанный Федеральный закон в случае прекращения права родителя на закрепленные в нем меры поддержки предусмотрел с целью защиты интересов детей возможность возникновения этого права у самого ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет (части 3 - 5 статьи 3).
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года N 2267-О, правовое регулирование, устанавливающее условия возникновения у ребенка (детей) права на дополнительные меры социальной защиты, предоставляемые семьям в связи с рождением и воспитанием детей, принято в рамках законодательной дискреции и обусловлено производным характером прав детей в соответствующей сфере от прав родителей (усыновителей). Возникновение этого права в силу закона у названных выше детей и его реализация прекращает (исчерпывает) основания предоставления меры поддержки, получение которой Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" допускает на предусмотренных им условиях не только по обращению матери, но и по обращению других лиц. Такое регулирование само по себе не выходит за конституционные пределы законодательного усмотрения.
Судом апелляционной инстанции ошибочно применена часть 2 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ, в соответствии с которой при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав.
Данная норма Закона подлежит применению в тех случаях, когда у лиц, указанных в части 1 статьи 3 возникает право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением ребенка, причем такое право может возникнуть только один раз. У Князевой А.С. такое право возникло в связи с рождением второго ребенка ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, но было прекращено в связи с лишением ее родительских прав в отношении первых двоих детей. В связи с рождением третьего и четвертого ребенка повторного права на дополнительные меры государственной поддержки у нее возникнуть не могло в силу прямого указания на это в пунктах 1 и 2 части 6 статьи 5 Федерального закона N 256-ФЗ.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что согласно положениям главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в их взаимосвязи меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, является одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение и направлены на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства как конституционно значимых ценностей в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь семьи и выполнению ею социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством, позволяющих улучшить материальное положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.
Одной из форм такой государственной поддержки является получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", который направлен на улучшение демографической ситуации в Российской Федерации путем увеличения численности первых и вторых рождений. Следовательно, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной гражданину ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В связи с изложенным, ежемесячная выплата в связи с рождением второго ребенка сама по себе не может служить основанием для взыскания с ответчика выплаченных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в действиях гражданина, которому выплачены эти суммы.
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании ежемесячных выплат презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика или наличия счетной ошибки лежит на лице, требующем возврата неосновательного обогащения.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 2 августа 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции признает незаконным. Оно принято с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, что является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 2 августа 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Нижегородский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.