Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Седовой О.Н. к Межрегиональному управлению N Федерального медико - биологического агентства России о признании действий носящими дискриминационный характер, взыскании премии, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Седовой О.Н.
на решение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 21 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 17 мая 2022 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Седова О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Межрегиональному управлению N Федерального медико - биологического агентства России (далее- Межрегиональное управление N ФМБА России) о признании действий носящими дискриминационный характер, взыскании премии, компенсации морального вреда.
Решением Нововоронежского городского суда Воронежской области от 21 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 17 мая 2022 года, в удовлетворении исковых требований Седовой О.Н. отказано.
В поданной кассационной жалобе Седовой О.Н. изложена просьба об отмене решения суда и апелляционного определения ввиду несоответствия выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушения и неправильного применения норм материального права и процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 20 ноября 2012 года между Региональным управлением N ФМБА России и Седовой О.Н. был заключен служебный контракт N, согласно которому Седова О.Н. была принята на должность специалиста 1 разряда отдела специализированного надзора за радиационной безопасностью и условиями труда.
В соответствии с разделом IV служебного контракта от 20 ноября 2012 года N26 гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданкой службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации; ежемесячного денежного поощрения; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; премии по результатам работы, которые определяются отдельными приказами представителя нанимателя исходя из результатов деятельности гражданского служащего Регионального управления N ФМБА России (пункт 9 служебного контракта).
Приказом Регионального управления N ФМБА России от 24 июня 2013 года Nлс Седова О.Н. назначена на должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта отдела специализированного надзора за радиационной безопасностью и условиями труда с 01 июля 2013 года с месячным окладом гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; месячным окладом гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданкой службы; ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации; ежемесячным денежным поощрением; ежемесячной надбавкой к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе; единовременной выплатой при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; премий по результатам работы, которые определяются отдельными приказами представителя нанимателя исходя из результатов деятельности гражданского служащего Регионального управления N ФМБА России.
Должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность главного специалиста-эксперта отдела специализированного надзора за радиационной безопасностью и условиями труда, утвержден Межрегиональным управлением N ФМБА России 27 декабря 2017 года, экземпляр которого Седовой О.Н. получен 27 декабря 2017 года.
На основании приказа Межрегионального управления N ФМБА России от 23 сентября 2021 года N-ко работникам Межрегионального управления N ФМБА России за счет средств, выделенных в соответствии с постановлением N на дополнительное материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих выплачена премия за выполнение особо важных и сложных заданий в 3 квартале 2021 года, в том числе Седовой О.Н. - в сумме 23907 рублей.
Согласно расчетному листку за сентябрь 2021 года указанная сумма выплачена Седовой О.Н.
Обращаясь с вышеуказанным иском, Седова О.Н. ссылалась на произвольный характер выплаты премии в отношении отдельных работников, на необоснованное занижение ответчиком премии в сравнении с другими работниками, занимающими равнозначные и нижестоящие должности, указала на то, что за спорный период работы, когда премия ей выплачена не в полном размере, к дисциплинарной ответственности не привлекалась.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не установлен конкретный размер премирования за выполнение особо важных и сложных заданий, размер премирования не является постоянной величиной, зависит как от результатов деятельности сотрудника, так и Межрегионального управления N ФМБА России в целом.
При этом указал, что заявленная к взысканию выплата не является обязанностью работодателя, критерии оценки исполнения должностных обязанностей для определения размера выплат стимулирующего характера принадлежат работодателю, который вправе самостоятельно определить размер сумм, подлежащих выплате работнику. Нарушений трудовых прав Седовой О.Н. и дискриминации в сфере труда ответчиком не допущено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что определение размера премии является компетенцией работодателя, который в пределах своих полномочий оценил результаты исполнения работником истцом его должностных обязанностей в спорный период, отметил, что обоснованность такой оценки истцом в суде первой инстанции не опровергнута.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда первой и апелляционной инстанций не соответствующими нормам материального и процессуального права.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Статьей 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусмотрен порядок формирования фонда оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 данного Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Исходя из указанного, федеральный законодатель, включив премии за выполнение особо важных и сложных заданий в состав денежного содержания гражданского служащего, установилоснования премирования, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).
Представителю нанимателя делегировано право определять порядок выплаты данного вида премий, исходя из двух критериев - обеспечения задач и функций государственного органа и исполнения должностного регламента. При этом иные критерии, которые должны учитываться при осуществлении правового регулирования, на законодательном уровне не установлены.
Вместе с тем, представитель нанимателя, реализуя предоставленные ему полномочия, должен исходить не только из тех критериев, которые установлены федеральным законом и отражают степень участия гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий, а также учитывать показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и эффективность исполнения им своих служебных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы в течение периода, за который производится премирование.
Таким образом, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, являясь дополнительными выплатами, не должны утрачивать свою поощрительную и стимулирующую функцию при определении представителем нанимателя порядка их выплаты и не должны превращаться в автоматически начисляемую часть денежного содержания. Именно поэтому условием выплаты указанной премии является качество исполнения должностных обязанностей, исполнения документов и поручений руководителей, а также уровень профессионализма.
В соответствии с Положением о Межрегиональном управлении N 33 ФМБА, утвержденным 25 сентября 2019 года N 29у, Межрегиональное управление N 33 ФМБА является территориальным органом Федерального медико-биологического агентства, входит в единую федеральную централизованную систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы оформляется соглашением - служебным контрактом между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Существенными условиями служебного контракта, в частности, являются: дата начала исполнения должностных обязанностей, права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент, права и обязанности представителя нанимателя, условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (пункты 2, 3, 5, 8 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Приказом Межрегионального управления N 33 ФМБА России от 18 июня 2021 года N 26 утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную федеральную государственную гражданскую службу и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим (действующее на период спорных правоотношений, далее - Положение).
Разделом III Положения предусмотрен порядок премирования за выполнение особо важных и сложных заданий.
Согласно пункту 3.1 Положения премии за выполнение особо важных и сложных заданий выплачиваются гражданским служащим с учетом фактически отработанного времени в премируемом периоде и личного вклада в обеспечение задач и функций, возложенных на управление, а также исполнения своего должностного регламента (абзац 2).
Пунктом 3.2 Положения предусмотрено, что размер премии определяется исходя из результатов деятельности гражданского служащего. Решение о выплате премии оформляется приказом руководителя Управления по представлению руководителей соответствующих структурных подразделений. При определении размера премии конкретному гражданскому служащему учитываются: успешное выполнение особо важных и сложных заданий; личный вклад в выполнение структурным подразделением возложенных на него задач и функций; оперативность и профессионализм гражданского служащего в решении вопросов, входящих в его компетенцию, в подготовке документов, выполнении руководства ФМБА и руководителя управления; полное и качественное выполнение должностных обязанностей, в том числе, за инициативу, применение в работе современных форм и методов организации труда; подготовку, организацию и участие в крупных, социально значимых проектах в установленной сфере деятельности.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения расходы, связанные с выплатами по настоящему Положению производятся в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на соответствующий год на оплату труда гражданских служащих. Премирование производится в пределах утвержденного в управлении фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии.
Согласно пункту 3.4 Положения гражданские служащие, некачественно и несвоевременно выполняющие свои служебные обязанности (задания), а также нарушающие трудовую дисциплину, факты которых оформлены в установленном порядке, премируются в более низких размерах или не представляются к премированию за тот период, в котором имелись нарушения. Решение о выплате премии в более низких размерах или депремировании принимается руководителем соответствующего структурного подразделения, о чем в письменной форме сообщается руководителю управления.
С учетом указанного, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения заявленных Седовой О.Н. исковых требований являлись: наличие средств фонда оплаты труда для выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий; входит ли невыплаченная премия в систему оплаты труда; порядок, установленный нормативными локальными актами по выплате премий за выполнение особо важных и сложных заданий; основания для снижения размера указанной премии; соблюден ли порядок определения размера премии при издании приказов о премировании; издавались ли приказы о премировании с указанием причин уменьшения размера премии; учитывалось ли при издании приказа о премировании качество исполнения Седовой О.Н. должностных обязанностей, исполнения документов и поручений руководителей, а также уровень профессионализма, личный вклад в выполнение структурным подразделением возложенных на него задач и функций; оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в её компетенцию, в подготовке документов, участие в крупных, социально значимых проектах в установленной сфере деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных Седовой О.Н. требований, суды первой и апелляционной инстанции указанные значимые обстоятельства не установили, ограничившись указанием на право работодателя самостоятельно определить размер сумм, подлежащих выплате работнику.
Судами первой и апелляционной инстанций не дано надлежащей оценки тому, что работодатель не может произвольно устанавливать размер требуемой истцом премии или не выплачивать ее по своему усмотрению, какое-либо решение относительно снижения суммы премии за выполнение особо важных и сложных заданий должно быть обосновано и мотивировано, в том числе, должно согласовываться с требованиями, изложенными в локальном акте ответчика, в данном случае - в пункте 3.4 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную федеральную государственную гражданскую службу и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуск федеральным государственным гражданским служащим.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Требования приведенных норм процессуального права, в частности о том, что суд на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, судами первой и апелляционной инстанций не соблюдены.
В нарушение части 4 статьи 198, части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда первой инстанции и в апелляционном определении указанные выше обстоятельства своего отражения не нашли.
Ввиду изложенного решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 21 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 17 мая 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Нововоронежский городской суд Воронежской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.