Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Вишневской В.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании 15 ноября 2022 года гражданское дело N 2-1-202/2022 по иску Государственного казенного учреждения Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" к Тарасовой Светлане Вячеславовне о взыскании денежной суммы
по кассационной жалобе Тарасовой Светланы Вячеславовны
на решение Вольского районного суда Саратовской области от 17 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 30 июня 2022 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В,
УСТАНОВИЛА:
Государственное казенное учреждение Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" обратилось в суд с иском к Тарасовой С.В. о взыскании денежной суммы.
Решением Вольского районного суда Саратовской области от 17 марта 2022 года исковые требования Государственного казенного учреждения Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" удовлетворены. Постановлено взыскать с Тарасовой С.В. в пользу Государственного казенного учреждения Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" сумму выплаченной государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме социального пособия в размере 240 280 рублей. С Тарасовой С.В. в доход бюджета Вольского муниципального района взыскана государственная пошлина в сумме 5602 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 30 июня 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Тарасовой С.В. без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Тарасова С.В. просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 28 мая 2021 года между ГКУ СО "УСПН Вольского района" и Тарасовой С.В. заключен социальный контракт, согласно которому орган социальной защиты населения обязался оказать заявителю Тарасовой С.В. государственную социальную помощь, а заявитель - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, являющейся неотъемлемой частью настоящего социального контракта.
При этом, орган социальной зашиты населения обязался назначить заявителю государственную социальную помощь на основании данного контракта в форме социального пособия на реализацию мероприятия, предусмотренного п. 6 Положения о порядке назначения и выплаты в 2020-2023 годах государственной социальной помощи на основании муниципального контракта отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 16 декабря 2019 года N 880-П - по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (п. 2.1 контракта).
Пунктом 3.2 и подп. "б" п. 3.3 социального контракта предусмотрено, что заявитель обязан, помимо прочего, выполнять мероприятия программы социальной адаптации семьи (одиноко проживающего гражданина) в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; извещать орган социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих досрочное расторжение социального контракта, в течение 3 рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств, в порядке, установленном Положением; осуществить возврат органу социальной защиты населения денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме социального пособия, в порядке и сроки, установленные Положением; встать на учет в налоговом органе по области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Требованием к конечному результату проводимых мероприятий является регистрация заявителя в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (подп. "б" п. 3.4 контракта).
Срок действия контракта установлен с 28 мая 2021 года по 30 ноября 2021 года, размер государственной социальной помощи в форме социального пособия, выплачиваемого единовременно - 240 280 рублей (п.п. 4.1, 7.1 контракта). При этом, п. 7.3 контракта предусмотрена возможность досрочного его расторжения в случаях и порядке, установленном вышеназванным Положением.
Решением ГКУ СО "УСПН Вольского района" от 21 июня 2021 года N 24-05-2022-0059 Тарасовой С.В. выплачено социальное пособие на осуществление предпринимательской деятельности в размере 240 280 рублей единовременно.
Согласно ответу МИФНС N 2 по Саратовской области от 4 февраля 2022 года, Тарасова С.В. 8 июня 2021 года зарегистрировалась в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход.
5 ноября 2021 года Тарасова С.В. снялась с учета в налоговом органе как прекратившая деятельность в качестве налогоплательщика на профессиональный доход на основании поданного ею заявления.
В связи со снятием Тарасовой С.В. с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход решением органа социальной защиты населения от 25 ноября 2021 года социальный контракт с ней досрочно расторгнут, о чем ответчик уведомлена в письменной форме с требованиям о возврате полученного пособия.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования ГКУ СО "УСПН Вольского района" о взыскании полученного Тарасовой С.В. социального пособия в сумме 240 280 рублей, суд первой инстанции, руководствуясь п.п. 1, 2.1 и 3 ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", п.п. 28, 37 Положения о порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи от 16 декабря 2019 года N 880-П, исходил из того, что ответчик снялась с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход до истечения срока социального контракта, что является безусловным основанием для досрочного расторжения социального контракта и возврата полученных по данному социальному контракту денежных средств.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно ч.1-3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Саратовской области назначается в соответствии с Законом Саратовской области от 25 декабря 2009 года N214-ЗСО "О государственной социальной помощи в Саратовской области" и Положением о порядке назначения и выплаты в 2020-2023 годах государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 16 декабря 2019 года N880-П.
Согласно п.6 Постановления Правительства Саратовской области от 16 декабря 2019 года N880-П "Об особенностях назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан" государственная социальная помощь на основании социального контракта в форме социального пособия в соответствии с настоящим Положением предоставляется малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам) на реализацию следующих мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации: а) поиск работы; б) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; в) ведение личного подсобного хозяйства; г) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В силу п.28 Постановления Правительства Саратовской области от 16 декабря 2019 года N880-П социальный контракт с получателем государственной социальной помощи расторгается досрочно в следующих случаях: з) в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (снятия с учета) индивидуальным предпринимателем, снятия с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт, которым предусмотрена выплата социального пособия на реализацию мероприятия, указанного в подпунктах "б", "в" пункта 6 настоящего Положения.
Суммы выплаченной государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме социального пособия возмещаются получателем (в случае спора - взыскиваются в судебном порядке) в полном объеме за весь выплаченный период: при досрочном расторжении социального контракта в случаях, предусмотренных подпунктами "з" (в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности, снятия с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, по инициативе получателя в период действия социального контракта), "к" пункта 28 настоящего Положения, - для граждан, заключивших социальный контракт, которым предусмотрена выплата социального пособия на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "б" или "в" пункта 6 настоящего Положения (п.37 Постановления Правительства Саратовской области от 16 декабря 2019 года N880-П).
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Положения приведенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации судебными инстанциями к спорным отношениям применены неправильно, вследствие чего обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по иску Государственного казенного учреждения Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" о взыскании с Тарасовой С.В. суммы выплаченной государственной социальной помощи на основании социального контракта, судебными инстанциями не установлены.
Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Тарасовой С.В.) по требованиям о взыскании социального пособия презюмируется, суду следовало возложить бремя доказывания недобросовестности Тарасовой С.В. на Государственное казенное учреждение Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района", требующее возврата социальной выплаты, то есть на истца.
Однако суды первой и апелляционной инстанций не выполнили предусмотренные приведенными выше положениями гражданского процессуального закона обязанности и, неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, данное обстоятельство в качестве юридически значимого фактически не устанавливали.
Между тем Тарасова С.В. в возражениях на исковое заявление и в апелляционной жалобе в подтверждение своей добросовестности в спорных отношениях поясняла, что снялась с учета 5 ноября 2021 года в качестве плательщика налога на профессиональный доход из-за введенных мероприятий в связи с коронавирусной инфекцией, однако после того, как узнала о том, что социальный контракт расторгается досрочно в случае снятия с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход, 24 ноября 2021 года вновь встала на учет. При этом Тарасова С.В. утверждала, что в период с 5 ноября 2021 года по 24 ноября 2021 года продолжала выполнять условия контракта, все денежные средства освоила в полном объеме и отчиталась за них.
Суды первой и апелляционной инстанций в нарушение требований статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приведенным Тарасовой С.В. доводам и доказательствам в их обоснование правовой оценки исходя из положений норм права, подлежащих применению по данному делу и связанных с проверкой добросовестности действий ответчика, не дали, что привело к нарушению права Тарасовой С.В. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает необходимым также обратить внимание на допущенный судебными инстанциями формальный подход к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор о взыскании с гражданина суммы социальной помощи, что существенно затрагивало материальное положение Тарасовой С.В.
Ввиду изложенного судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела в результате неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права не определили обстоятельства, имеющие значение для дела, и то, какой стороне надлежит их доказывать, не установили эти обстоятельства, не оценили в совокупности имеющиеся по делу доказательства, в связи с чем удовлетворение исковых требований Государственного казенного учреждения Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Вольского района" о взыскании с Тарасовой С.В. выплаченной государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме социального пособия в размере 240 280 рублей не может быть признано основанным на нормах права.
При таких обстоятельствах решение Вольского районного суда Саратовской области от 17 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 30 июня 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции признает незаконными. Они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Тарасовой С.В, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 17 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 30 июня 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Вольский районный суд Саратовской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.