Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу начальника межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств "данные изъяты" на вступившие в законную силу решение судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 07 июля 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 17 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Каргапольского района,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области от 27 мая 2022 года N 45028/22/49820 администрация Каргапольского района Курганской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 07 июля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского областного суда от 17 августа 2022 года, указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление, просит отменить указанные решения, ссылаясь на законность и обоснованность постановления, поскольку сведения о принятых мерах должником в целях реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями и объем субвенций предоставляемых из бюджета Курганской области, не предоставлены.
Администрация Каргапольского района Курганской области, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче жалобы на указанный судебные акты, в установленный срок возражения на данную жалобу не представила.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что основанием для привлечения администрации Каргапольского района Курганской области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в нем выводы о том, что администрация Каргапольского района Курганской области являясь должником по исполнительному производству N "данные изъяты" в срок до 25 апреля 2022 года не исполнила требование неимущественного характера об исполнении требований исполнительного документа о предоставлении "данные изъяты". (внесенной в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями) жилого помещения на территории Муниципального образования Каргапольский район, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области, при наличии постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 11 января 2019 года за невыполнение требований исполнительного документа неимущественного характера.
Судья районного суда, рассмотревший жалобу законного представителя администрации Каргапольского района Курганской области, отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, пришел к выводу об отсутствии в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения.
Судья областного суда при пересмотре решения согласился с выводами судьи районного суда.
Вместе с тем с принятыми по делу решениями нижестоящих судов согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Настоящее дело рассмотрено начальником отделения - старшим судебным приставом межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области в г. Курган по адресу: г. Курган, ул. Коли Мяготина, д. 119. Данный адрес (место рассмотрения дела) относится к юрисдикции Курганского городского суда Курганской области.
В соответствии с вышеуказанной нормой жалоба законного представителя администрации Каргапольского района Курганской области на постановление должностного лица межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области подлежала рассмотрению по месту рассмотрения дела судьей Курганского городского суда Курганской области.
Соответствующая правовая позиция изложена в пункте 56 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года.
Таким образом, жалоба по данному делу об административном правонарушении рассмотрена судьей Каргапольского районного суда Курганской области с нарушением правил подсудности. Судьей областного суда при рассмотрении жалобы на решение судьи районного суда данное нарушение не устранено.
В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2007 года N 623-О-П и от 15 января 2009 года N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, решение судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 07 июля 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 17 августа 2022 года подлежат отмене, а дело - направлению в Курганский городской суд Курганской области на стадию принятия жалобы к рассмотрению.
Кроме этого следует отметить, что в ходе рассмотрения жалобы на постановление должностного лица судья районного суда пришел к выводу, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в указанном случае не исполнено по объективным причинам, не зависящим от должника.
Делая выводы об отсутствии вины администрации Каргапольского района в неисполнении требований исполнительного документа ко вновь установленному сроку, судья районного суда исходил из того, что исполнительным документом на администрацию возложена обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение, приобретенное за счет бюджета Курганской области и передать в муниципальную собственность; возлагаемая обязанность предоставления жилого помещения лицу из числа детей-сирот неразрывно связана с надлежащим исполнением Правительством Курганской области обязательства своевременно приобрести жилое помещение и передать его в муниципальную собственность; должник не имеет возможности самостоятельно за счет внутренних ресурсов исполнить решение суда; задержка исполнения решения суда связана с несвоевременным приобретением жилого помещения за счет бюджета Курганской области.
При этом судья районного суда, излагая выводы об отсутствии вины администрации Каргапольского района указал, что должностным лицом при вынесении постановления не были учтены обращения в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области о предоставлении сведений о сроках передачи жилых помещений в муниципальную собственность от 14 сентября 2020 года, от 21 января 2021 года, от 17 февраля 2021 года; договоры аренды земельных участков от 30 августа 2021 года, заключенные с ИП "данные изъяты", целью предоставления которых является строительство домов в р.п. Каргаполье, по ул. С.П. Королева, 38 и ул. Г.К. Жукова, 43; договор аренды земельного участка от 18 мая 2021 года, заключенный с ООО "АСТ-Сервис", целью предоставления которого является строительство дома в р.п. Каргаполье, по ул. Кирова, 13.
Вместе с тем при рассмотрении жалоб судьями оставлен без внимания факт того, что, само по себе, возложение обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение именно за счет средств бюджета Курганской области, не свидетельствует об отсутствии вины администрации муниципального образования в совершении административного правонарушения, не указывает на неисполнимость требований исполнительного документа в юридически значимый период времени по объективным причинам, не зависящим от самого должника.
Из положений статьи 4 Закона Курганской области от 05 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" следует, что органы местного самоуправления при осуществлении полномочий по обеспечению жилыми помещениями имеют право на финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, полномочий по обеспечению жилыми помещениями; обеспечение материальными ресурсами при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями; дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления полномочий по опеке и попечительству, полномочий по обеспечению жилыми помещениями в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае состоявшиеся по делу акты не содержат каких-либо выводов о принятии администрацией Каргапольского района (как должником по исполнительному производству, на которого возложена соответствующая обязанность) своевременных, необходимых и достаточных мер (в том числе связанных с получением необходимого финансирования из областного бюджета) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера именно в срок (до 25 апреля 2022 года), установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Представленные документы, на которые ссылался судья районного суда, с учетом их дат не подтверждают принятие администрацией каких-либо мер к исполнению требований исполнительного документа в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.
Изложенное свидетельствует о том, что судьями допущено нарушение, повлиявшее на исход дела.
При рассмотрении дела судье Курганского городского суда Курганской области надлежит правильно установить фактические обстоятельства, оценить все доказательства в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выполнить требования статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 07 июля 2022 года, решение судьи Курганского областного суда от 17 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Каргапольского района, отменить.
Направить дело в Курганский городской суд Курганской области на стадию принятия жалобы к рассмотрению.
Судья Л.Ю. Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.