Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Шушкевич О.В, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-583/2021 по иску Бондарева Сергея Кирилловича к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о возложении обязанности внести корректирующие сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица и назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Бондарева Сергея Кирилловича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бондарев С.К. обратился с иском в суд к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее по тексту - ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) о возложении обязанности по корректировке сведений персонифицированного учета, внесению уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица о периодах работы с 06 апреля 1983 года по 19 июля 1983 года в Витебском СУ-37 бетонщиком; с 19 марта 1984 года по 24 апреля 1984 года в Строительном управлении N 232 строительно-монтажного треста N 28 "Витебск" гражданжилстрой бетонщиком; с 04 мая 1984 года по 28 апреля 1987 года военная служба в Вооруженных Силах; с 25 мая 1987 года по 30 ноября 1989 года в открытом акционерном обществе "Жилстрой" (далее по тексту - ОАО "Жилстрой") мастером; с 01 декабря 1989 года по 22 сентября 1998 года в ОАО "Жилстрой" производителем работ; с 23 сентября 1998 года по 10 июня 2002 года в ОАО "Жилстрой" начальником участка; с 14 июня 2002 года по 19 мая 2006 года в обществе с ограниченной ответственностью "Энергосвязьинвест" (далее по тексту - ООО "Энергосвязьинвест") производителем работ в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 21 июня 2006 года по 31 января 2008 года в обществе с ограниченной ответственностью "Строительный холдинг "Север-Стройинвест" (далее по тексту - ООО "Строительный холдинг "Север-Стройинвест") производителем работ в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 01 февраля 2008 года по 15 октября 2015 года в ООО "Строительный холдинг "Север-Стройинвест" начальником участка в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 26 октября 2015 года по 06 декабря 2015 года в ОАО "Строительный трест N 9 г..Витебск" производителем работ; с 15 декабря 2015 года по 11 января 2016 года в ОАО "Жилстрой" главным инженером; с 12 января 2016 года по 13 марта 2017 года в ОАО "Жилстрой" директором; с 28 мая 2018 года по 14 апреля 2021 года в ООО
"Ремстройресурс" начальником участка в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; установлении ему страховой пенсии по старости с 14 апреля 2021 года.
В обоснование заявленных требований Бондарев С.К. сослался на то, что 14 апреля 2021 года обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно. Решением пенсионного органа от 22 апреля 2021 года в назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа. При подсчете стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, не была учтена работа, сведения о которой содержались в трудовой книжке. Также не был учтен стаж до его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования. 29 октября 2020 года он обращался в ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре с заявлением о корректировке сведений персонифицированного учета, указывая на то, что сведения о периодах его работы не отражены в лицевом счете в полном объеме. Пенсионным органом проведена документарная проверка, направлены соответствующие запросы, но решение о корректировке либо отказе в корректировке сведений не было принято.
Решением Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 декабря 2021 года на ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре возложена обязанность произвести корректировку сведений персонифицированного учета и внести уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Бондарева С.К. о периодах работы: с 06 апреля 1983 года по 19 июля 1983 года в Витебском СУ-37 в качестве бетонщика, с 19 марта 1984 года по 24 апреля 1984 года в строительном управлении N 232 строительно-монтажного треста N 28 "Витебск" гражданжилстрой в качестве бетонщика, с 04 мая 1984 года по 28 апреля 1987 года военная служба в Вооруженных Силах, с 25 мая 1987 года по 30 ноября 1989 года в ОАО "Жилстрой" в качестве мастера, с 01 декабря 1989 года по 22 сентября 1998 года в ОАО "Жилстрой" в качестве производителя работ, с 23 сентября 1998 года по 10 июня 2002 года в ОАО "Жилстрой" в качестве начальника участка, с 14 июня 2002 года по 19 мая 2006 года в ООО "Энергосвязьинвест" в качестве производителя работ в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 21 июня 2006 года по 31 января 2008 года в ООО "Строительный холдинг "Север-Стройинвест" в качестве производителя работ в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 01 февраля 2008 года по 15 октября 2015 года в ООО "Строительный холдинг "Север-Стройинвест" в качестве начальника участка в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 26 октября 2015 года по 06 декабря 2015 года в ОАО "Строительный трест N 9 г. Витебск" в качестве производителя работ, с 15 декабря 2015 года по 11 января 2016 года в ОАО "Жилстрой" в должности главного инженера, с 12 января 2016 года по 13 марта 2017 года в ОАО "Жилстрой" в должности директора, с 28 мая 2018 года по 14 апреля 2021 года в ООО "Ремстройресурс" в должности начальника участка в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; установить Бондареву С.К. страховую пенсию по старости с 14 апреля 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 июля 2022 года решение Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 декабря 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым на ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность произвести корректировку сведений персонифицированного учета и внести уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Бондарева С.К. о периодах работы: с 06 апреля 1983 года по 19 июля 1983 года в Витебском СУ-37 в качестве бетонщика, с 19 марта 1984 года по 24 апреля 1984 года в строительном управлении N 232 строительно-монтажного треста N 28 "Витебск" гражданжилстрой в качестве бетонщика, с 04 мая 1984 года по 28 апреля 1987 года военная служба в Вооруженных Силах, с 25 мая 1987 года по 30 ноября 1989 года в ОАО "Жилстрой" в должности мастера, с 01 декабря 1989 года по 13 марта 1992 года в ОАО "Жилстрой" в должности производителя работ, 01 января 2012 года по 31 марта 2012 года в ООО "Строительный холдинг "Север-Стройинвест" в должности производителя работ в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года в ООО "Ремстройресурс" в должности начальника участка в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Бондарев С.К. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, просит оставить в силе решение суда.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Бондарев С.К, "данные изъяты" года рождения, гражданин "данные изъяты" зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации 05 апреля 2012 года.
Вид на жительство в Российской Федерации Бондареву С.К. выдан 31 октября 2014 года, действует до 31 октября 2024 года. По месту жительства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре истец зарегистрирован с 20 декабря 2014 года.
28 октября 2020 года Бондарев С.К. обратился в пенсионный орган с заявлением о корректировке сведений персонифицированного учета, указав, что сведения о периодах его работы с 14 июня 2002 года по 19 мая 2006 года; с 21 июня 2006 года по 31 января 2008 года и с 01 февраля 2008 года по 15 октября 2015 года не отражены в лицевом счете. Сведения о результате рассмотрения данного заявления в материалы дела не представлены.
14 апреля 2021 года Бондарев С.К. (в возрасте "данные изъяты" лет) обратился в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нягани Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) (далее по тексту - УПФ в г. Нягани) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Решением УПФ в г. Нягани от 22 апреля 2021 года Бондареву С.К. отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа, дающего право на назначение пенсии. Как следует из указанного решения для назначения пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в возрасте "данные изъяты" лет необходимо иметь страховой стаж не менее 25 лет, специальный стаж не менее 10 лет.
Пенсионный орган зачел в страховой стаж истца период военной службы по призыву с 04 мая 1984 года по 28 апреля 1987 года, периоды работы, имевшие место с 01 января 2012 года 16 августа 2012 года, с 15 сентября 2012 года по 30 июня 2015 года, с 03 августа 2015 года 15 октября 2015 года, с 28 марта 2017 года 04 сентября 2017 года, с 19 сентября 2017 года по 15 января 2018 года, 28 мая 2018 года по 31 декабря 2020 года.
По расчетам ответчика страховой стаж истца составил 9 лет 11 месяцев 23 дня, в том числе стаж работы в районах Крайнего Севера - 2 года 3 месяца 16 дней, специальный стаж отсутствует.
Из трудовой книжки Бондарева С.К, представленных в материалы дела справок, следует, что с 06 апреля 1983 года по 19 июля 1983 года он работал в Витебском СУ-37 бетонщиком 2 и 3 разряда; с 19 марта 1984 года по 24 апреля 1984 года в строительном управлении N 232 строительно-монтажного треста N 28 "Витебск" гражданжилстрой бетонщиком; с 04 мая 1984 года по 28 апреля 1987 года проходил военную службу в Вооруженных Силах; с 25 мая 1987 года по 30 ноября 1989 года работал в ОАО "Жилстрой" в должности мастера, с 01 декабря 1989 года переведен на должность прораба, с 23 сентября 1998 года переведен начальником участка, 10 июня 2002 года уволен по собственному желанию. В указанные периоды времени истец осуществлял трудовую деятельность на территории Республики Боларусь.
В период с 14 июня 2002 года по 19 мая 2006 года истец работал в ООО "Энергосвязьинвест" в должности производителя работ в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 21 июня 2006 года принят в ООО Строительный холдинг "Север-Строй-инвест" на должность производителя работ, с 01 февраля 2008 года переведен на должность начальника участка в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 15 октября 2015 года уволен по собственному желанию.
В период с 26 октября 2015 года по 06 декабря 2015 года истец работал в ОАО "Строительный трест N 9 г. Витебск" в качестве производителя работ, с 15 декабря 2015 года по 11 января 2016 года в ОАО "Жилстрой" в должности главного инженера, с 12 января 2016 года по 13 марта 2017 года в ОАО "Жилстрой" в должности директора. В указанные периоды времени работа истца протекала на территории Республики Беларусь.
В период с 28 марта 2017 года по 21 февраля 2018 года Бондарев С.К. работал в ООО "Новая Строительная Компания" в должности начальника участка в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 28 мая 2018 года по настоящее время работает в ООО "Ремстройресурс" в должности начальника участка в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", исходил из того, что зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд; истец обратился с заявлением в пенсионный орган о назначении страховой пенсии по старости 14 апреля 2021 года, когда он достиг возраста 56 лет, его страховой стаж составил 36 лет 10 месяцев, поэтому пенсия ему должна быть назначена с указанной даты, им были представлены все необходимые документы для назначения пенсии, в том числе трудовая книжка со всеми необходимыми отметками.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции. Отменяя решение и принимая по делу новое, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в материалах дела имеется только одно заявление истца в пенсионный орган о корректировки сведений по периодам работы с 14 июня 2002 года по 19 мая 2006 года, с 21 июня 2006 года по 31 января 2008 года, с 01 февраля 2008 года по 15 октября 2015 года, в отношении иных периодов работы истец с таким заявлением не обращался, соответственно ответчик не может рассматриваться как лицо, не удовлетворившее в досудебном порядке, законные требования гражданина. Бондарев С.К. под видом требования о корректировке сведений персонифицированного учета фактически оспаривает решение пенсионного органа от 22 апреля 2021 года об отказе в назначении пенсии, в связи с чем при разрешении спора суд первой инстанции должен был оценивать, подлежит ли учету каждый из отраженных в резолютивной части решения периодов как дающий право на назначение пенсии в Российской Федерации, поскольку истец является гражданином Республики Беларусь, имеет вид на жительство в Российской Федерации на период с 31 октября 2014 года по 31 октября 2024 года и регистрацию на территории Российской Федерации только с 20 декабря 2014 года, соответственно в отношении него подлежит применению пропорциональный принцип - назначение и выплаты трудовой пенсии за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, по законодательству и за счет средств страны проживания, а за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Сторон, по законодательству и за счет средств Стороны, на территории которой этот стаж приобретен.
Судом апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что Бондарев С.К, являясь гражданином Республики Беларусь, до обращения в Пенсионный фонд Российской Федерации с аналогичным заявлением в пенсионный орган Республики Беларусь не обращался, сведения персонифицированного учета на территории Республики Беларусь (и в соответствии с законодательством Республики Беларусь) в материалы дела не представил, при том, что в ответах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь ему разъяснялось, что предоставление информации без личного присутствия застрахованного лица законодательством Республики Беларусь не предусмотрено.
Из материалов пенсионного дела Бондарева С.К. усматривается, что запрос сведений в порядке Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о применении договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года, от 15 марта 2011 года пенсионным органом не производился, также как компетентным органом не осуществлялся предварительный расчет в порядке данного соглашения. Бондарев С.К. бездействие пенсионного органа не оспорил.
Разрешая требования в части корректировки сведений индивидуального лицевого счета в отношении периодов работы с 06 апреля 1983 года по 19 июля 1983 года, с 19 марта 1984 года по 24 апреля 1984 года, с 04 мая 1984 года по 28 апреля 1987 года, с 25 мая 1987 года по 30 ноября 1989 года, с 01 декабря 1989 года по 13 марта 1992 года, исходя из заключенного между Российской Федерацией и Республикой Беларусь соглашения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что периоды работы истца, имевшие место до 13 марта 1992 года (на территории бывшего СССР) должны были быть зачтены пенсионным органом Российской Федерации в страховой стаж истца, учтены при назначении пенсии и отражены в его лицевом счете, между тем ответчиком при решении вопроса о назначении пенсии в страховой стаж истца зачтен только период военной службы по призыву с 04 мая 1984 года по 28 апреля 1987 года, соответственно исковые требования о корректировке сведений в отношении оставшихся периодов работы периодов подлежат удовлетворению.
Разрешая требования в периодов работы с 14 марта 1992 года по 22 сентября 1998 года, с 23 сентября 1998 года по 10 июня 2002 года, с 26 октября 2015 года по 06 декабря 2015 года, с 15 декабря 2015 года по 11 января 2016 года, с 12 января 2016 года по 13 марта 2017 года, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец с заявлением к пенсионному органу относительно корректировки сведений по указанным периодам не обращался; в указанные периоды времени истец осуществлял трудовую деятельность на территории Республики Беларусь и в силу принципа пропорциональности должны быть учтены компетентным органом Республики Беларусь, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в этой части.
Разрешая требования в части периодов работы с 14 июня 2002 года по 19 мая 2006 года, с 21 июня 2006 года по 31 января 2008 года, с 01 февраля 2008 года по 31 декабря 2011 года, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец в спорные периоды работы на территории Российской Федерации до 31 декабря 2011 года не имел статуса иностранного гражданина, постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации, не являлся застрахованным лицом в силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", то у его работодателей не возникла обязанность уплачивать за него страховые взносы в период с 14 июня 2002 года по 31 декабря 2011 года, а у пенсионного органа не имелось обязанности по включению данных периодов в стаж, дающих право на назначение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в этой части.
Разрешая требования в части корректировки сведений за период работы с 01 января 2012 года по 15 октября 2015 года, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в указанный период истец работал у одного работодателя, в одной и той же должности, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, при этом часть периода (с 01 апреля 2012 года по 31 декабря 2014 года) учтена пенсионным органом, как работа в местности, приравненной к Крайнему Северу, а часть периода (с 01 января 2012 года по 31 марта 2012 года), как обычный страховой стаж; согласно представленной истцом выписке из индивидуального лицевого счета период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2014 года отражена работодателем как работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, соответственно, при принятии решения о назначении пенсии у пенсионного органа не имелось правовых оснований для учета периода с 01 января 2012 года по 31 марта 2012 года как страхового стажа, без учета особых условий, связанных с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в связи с чем пришел к выводу о корректировке сведений персонифицированного учета о периоде работы с 01 января 2012 года по 31 марта 2012 года в ООО "Строительный холдинг "Север-Стройинвест" в должности начальника участка в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Разрешая требования в части периода работы с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что указанный период работы пенсионным органом учтен в страховой стаж истца, как работа в обычных условиях, между тем данный период является частью общего периода работы Бондарева С.К. с 28 мая 2018 года по 14 апреля 2021 года в ООО "Ремстройресурс", при этом начало периода и окончание периода отражены в выписке и в решении пенсионного органа как периоды работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для зачета спорного периода в стад в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Отказывая в удовлетворении требований истца в отношении периодов с 01 декабря 2012 года по 15 октября 2015 года в ООО "Строительный холдинг "Север-Стройинвест" и с 28 мая 2018 года по 14 апреля 2021 года в ООО "Ремстройресурс", суд апелляционной инстанции исходил из того, что указанные периоды учтены пенсионным органом в страховой стаж истца и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с 15 сентября 2012 года по 31 декабря 2012 года, с 01 января 2013 года по 31 января 2014 года, с 01 февраля 2014 года по 30 июня 2015 года, с 03 августа 2015 года по 30 сентября 2015 года, с 01 октября 2015 года по 15 октября 2015 года, с 28 марта 2017 года по 04 сентября 2017 года, с 19 сентября 2017 года по 15 января 2018 года, с 28 мая 2018 года по 31 декабря 2018 года, с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в соответствии со сведениями индивидуального лицевого счета (в том числе с учетом периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы).
Поскольку на дату обращения истца, пенсионным органом в досудебном порядке включено в страховой стаж 9 лет 11 месяцев 23 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера - 2 года 3 месяца 16 дней, с учетом включенных периодов работы судом в стразовой стаж 5 лет 2 месяца 8 дней, в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 1 год 3 месяца, то у истца не возникнет право на досрочную страховую пенсию.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и приведенному правовому регулированию спорных правоотношений.
В кассационной жалобе Бондарев С.К. ссылается на то, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права. При назначении досрочной страховой пенсии по старости учитывается стаж приобретенный на обоих территориях договаривающихся сторон; при разрешении вопроса о корректировке сведений о периодах работы с 14 марта 1992 года по 22 сентября 1998 года, с 23 сентября 1998 года по 10 июня 2002 года, с 26 октября 2015 года по 06 декабря 2015 года, с 15 декабря 2015 года по 11 января 2016 года, с 12 января 2016 года по 13 марта 2017 года суд неправильно применил нормы материального права, ограничившись указанием на то, что спорные периоды работы имели место на территории Республики Беларусь и в силу принципа пропорциональности должны быть учтены компетентным органом Республики Беларусь; суд не применил пункт 1 статьи 11 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года "О сотрудничестве в области социального обеспечения", не могут быть признаны основанием для отмены либо изменения в кассационном порядке апелляционного определения, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1); периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2).
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии с абзацем 3 и 4 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения, а в силу пункта 1 статьи 7 - застрахованными лицами являлись лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Согласно статье 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года, вступившего в силу с 29 марта 2007 года (далее по тексту Договор), предусмотрена возможность выбора одного из следующих способов реализации права на пенсионное обеспечение. По пропорциональному принципу: назначение и выплата трудовой пенсии за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, по законодательству и за счет средств Страны проживания, а за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Сторон, по законодательству и за счет средств Стороны, на территории которой этот стаж приобретен (пункт 1 статьи 23). По принципу гражданства: назначение и выплата трудовой пенсии согласно законодательству Стороны, гражданином которой является лицо, претендующее на назначение пенсии, без применения положений Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (пункт 2 статьи 23).
В соответствии со статьей 10 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года, каждая договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
При переезде лица, которому назначена пенсия (за исключением социальной пенсии), с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания выплата пенсии продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей.
В соответствии со статьей 11 Договора при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории.
Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
При этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.
В случае если общая продолжительность страхового (трудового) стажа, приобретенного согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, составляет менее одного года и этот период не дает права на пенсию, то этот период засчитывается компетентным органом (организацией) другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории этой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию.
При определении права на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (в Российской Федерации - досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
Из указанной нормы Договора следует, что при определении права Бондарева С.К. на пенсию в Российской Федерации может быть учтен, приобретенный им стаж на территории Республики Беларусь, при его конвертации. Между тем порядок реализации указанного Договора определен Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь от 15 марта 2011 года.
В соответствии со статьей 8 указанного Соглашения при необходимости суммирования периодов страхового (трудового) стажа в целях определения права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации компетентный орган (организация) одной Договаривающейся Стороны, принявший заявление о назначении пенсии, запрашивает у компетентного органа (организации) другой Договаривающейся Стороны по последнему месту жительства или работы застрахованного подтверждение периодов страхового (трудового) стажа, приобретенных в соответствии с ее законодательством. При этом к запросу прилагаются копии документов о работе и иной деятельности, заверенные компетентным органом (организацией). Ответ на запрос оформляется в виде справки о страховом (трудовом) стаже согласно приложению 2 к настоящему Соглашению.
Кроме того, при необходимости запрашиваются документы, подтверждающие специальный (льготный) стаж работы, дающий право на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (в Российской Федерации - досрочную трудовую пенсию по старости).
Соответствующее взаимодействие осуществляют территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и органы по труду, занятости и социальной защите Республики Беларусь.
Таким образом, для конвертации стажа Бондарева С.К, приобретенного на территории Республики Беларусь, в целях его учета для определения права на пенсию в Российской Федерации, необходимо подтверждение его со стороны Республики Беларусь. Как установлено судом УПФ в г. Нягани Ханты-Мансийского автономного округа-Югры при приеме заявления Бондарева С.К. о назначении пенсию работу по подтверждению его стажа, приобретенного на территории Республики Беларусь в соответствии с Соглашением от 15 марта 2011 года не проводил.
Вопреки доводам кассационной жалобы проведение данной работы не может быть возложено на суд. Истец не лишен права обжаловать бездействие пенсионного органа как во внесудебном порядке, так и в судебном.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бондарева Сергея Кирилловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.