Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чаус И.А, судей Зориной С.А, Пашкульской Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1011/2022 по иску Фефеловой Елены Сергеевны к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-5" о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-5 Копейского городского округа" на решение Копейского городского суда Челябинской области от 4 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 9 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Пашкульской Т.Д, объяснения Фефеловой Е.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Фефелова Е.С. обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-5 Копейского городского округа" (далее - ООО "УК-5 КГО"), с учетом уточненных требований просила возложить обязанность предоставить карточку учета оплаты и поступления денежных средств собственников многоквартирного дома N "данные изъяты" за 2018, 2019, 2020 годы, приложения к договору управления многоквартирного дома N "данные изъяты" о разбивке тарифов по статьям расходов на 2018, 2019, 2020 годы, сведения о действующих членах Совета многоквартирного дома N 1 и кто исполняет обязанности председателя Совета многоквартирного дома N "данные изъяты", карточку расходов за 2017, 2018, 2019 годы.
В обоснование иска указала, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: "данные изъяты" Управление многоквартирным домом N "данные изъяты" по спорному адресу с 23 сентября 2017 года осуществляет ответчик. Истец обращалась к ответчику с заявлениями о предоставлении указанных сведений, однако информация не представлена истцу.
Решением Копейского городского суда Челябинской области от 4 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 9 августа 2022 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "УК-5 КГО" просит отменить судебные акты, вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Полагает, что предоставленные истцу годовые отчеты формы 2.8 содержат истребуемые сведения об оплате и поступлении денежных средств собственников многоквартирного дома N "данные изъяты", истребуемые сведения о расходах управляющей компании содержатся в предоставленных истцу и суду первой инстанции актах выполненных работ. По мнению ответчика, данные акты содержат сведения о том, какие работы проводились в рамках исполнения договора управления многоквартирным домом N "данные изъяты" в 2017, 2018, 2019 годы. Считает, что суд первой инстанции вышел за пределы рассматриваемых исковых требований, поскольку требование истца заключалось в предоставлении ему документа - приложения к договору управления многоквартирного дома N "данные изъяты" о разбивке тарифов по статьям расходов за 2018, 2019, 2020 годы, что ответчиком и было представлено.
В судебном заседании Фефелова Е.С. возражения против удовлетворения кассационной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела.
Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фефелова Е.С. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "данные изъяты", на основании договора купли-продажи от 08 ноября 2007 года. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Челябинской области 22 ноября 2007 года.
С 18 октября 2017 года управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО "УК-5 КГО" на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23 сентября 2017 года.
06 декабря 2019 года истец обратилась в ООО "УК-5 КГО" с заявлением, в котором просила предоставить годовые отчеты за 2017 и 2018 годы.
10 декабря 2019 года ООО "УК-5 КГО" сообщено, что протоколом общего собрания выбран председатель многоквартирного дома "данные изъяты", собственники вправе обращаться к председателю многоквартирного дома с вопросами по ремонту общего имущества жилого дома, в том числе и о предоставлении отчета о проделанной работе за 2017-2018 годы.
29 июня 2020 года Фефелова Е.С. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении годовых отчетов за период 2017-2019 годы, сведений об остатке денежных средств, переданных при переходе дома N "данные изъяты" к новой ООО "УК-5 КГО", актов выполненных работ за 2017-2019 годы, карточки расходов за 2017-2019 годы, карточки поступлений и оплаты МКД N "данные изъяты" за 2017-2019 годы, сведений об остатке денежных средств на лицевом счете МКД N "данные изъяты" по состоянию на 01 января 2018-2020 годов, приложения к договору о разбивке тарифов на текущий год по статьям расходов на 2018-2019 годы.
В ответ на указанное обращение ответчиком направлен в адрес истца отчет об исполнении управляющей организацией договора управления формы 2.8 за период с 2017 года по 2019 год с отражением сведений о денежных средствах, копии актов приемки оказанных услуг, копии решения от 29 декабря 2018 года N 646-МО Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области. Указано, что поскольку собственники многоквартирного жилого дома на общем собрании не утвердили размер платы за содержание жилого помещения, управляющая компания производит начисления за содержание жилых помещений на основании решения от 29 декабря 2018 года N 646-МО Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области.
01 октября 2020 года истец обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила предоставить акты осмотра многоквартирного дома N "данные изъяты" за весенне-осенний период за 2017-2020 годы, планы выполненных работ по текущему ремонту и содержанию многоквартирного дома N "данные изъяты", утвержденные Советом многоквартирного дома N "данные изъяты", за 2017-2019 годы.
На указанное обращение стороной ответчика направлено сообщение от 09 ноября 2020 года, из которого следует, что акты осмотра весенне-осеннего периода входят в состав технической документации многоквартирного дома. Законодательство не содержит положений, определяющих обязанность управляющей компании предоставлять по запросу собственников помещений копии технической документации. Планы (акты приемки оказанных услуг) выполненных работ по текущему ремонту и содержанию за период с 2017 по 2020 годы были получены заявителем лично письмом от 08 июля 2020 года.
01 октября 2020 года истец повторно обратилась в ООО "УК-5 КГО" с заявлением о предоставлении приложения к договору управления МКД N "данные изъяты" о разбивке тарифов на текущий год по статьям расходов на 2017-2020 годы, карточки расходов за 2017-2019 годы, карточки поступлений и оплаты МКД N "данные изъяты" за 2017-2019 годы, сведений об остатке денежных средств на лицевом счете МКД N "данные изъяты" по состоянию на 01 января 2018-2020 годы.
Рассмотрев заявление от 01 октября 2020 года о предоставлении карточек расходов, поступлений и оплат за 2017-2020 годы, сведений об остатках денежных средств по разбивке тарифов по статьям ООО "УК-5 КГО", ответчик сообщил, что запрашиваемые сведения получены лично заявителем 08 июля 2020 года по заявлению от 06 июля 2020 года.
13 января 2021 года Фефелова Е.С. обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила предоставить акты осмотра МКД N "данные изъяты", которые оформляются два раза в год, за 2020 год, план выполненных работ по текущему ремонту и содержанию МКД N "данные изъяты", утвержденный Советом МКД N "данные изъяты" за 2020 год, приложение к договору управления МКД N "данные изъяты" о разбивке тарифов на 2020 год по статьям расходов, карточку расходов на 2020 год, карточку учета оплаты и поступления за 2020 год, остаток денежных средств на 01 января 2021 года, годовой отчет за 2020 год, утвержденный Советом МКД N "данные изъяты", акты выполненных работ за 2020 год, сведения о действующих членах Совета МКД N "данные изъяты" и кто исполняет обязанности председателя Совета МКД N "данные изъяты" до избрания нового председателя.
Согласно ответу ООО "УК-5 КГО" от 18 января 2021 года на заявление истца от 15 января 2021 года направлены следующие документы: акт осмотра весеннего, осеннего периода 2020 года, план работ по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию общего имущества в МКД, подписанный председателем МКД, отчет о выполнении договора управления многоквартирным домом, предусмотренный п. 11 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (представлен и размещен в установленном законом порядке в системе ГИС ЖКХ (отчеты по форме 2.8), акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме за 2020 год, подписанный председателем, собственниками МКД. Сообщено, что согласно протоколу N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23 сентября 2017 года избран Совет многоквартирного дома в количестве 3 членов: "данные изъяты". Размер платы за содержание жилого помещения определен на основании решения от 29 декабря 2018 года N 646-МО Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области, в отчете формы 2.8 отражена требуемая информация, карточка расходов за 2020 год, карточка учета оплаты и поступление за 2020 год, остаток денежных средств на 01 января 2021 года.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 8, 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", ст.ст. 161, 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13 августа 2006 года, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731, исходил из того, что истец вправе на получение достоверной информации, касающейся основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании, сведений об оплате и поступлении денежных средств собственников по оказываемым услугам, расходах, понесенных управляющей компанией в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирным домом, о перечне оказываемых услуг и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в спорном многоквартирном доме, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), доказательства предоставления истцу запрашиваемой информации способами и в сроки, установленные законодательством, ответчиком не представлены, в связи с чем пришел к выводу о возложении на ООО "УК-5 КГО" обязанности предоставить такую информацию.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
В соответствии со ст.ст. 8, 10 Закона Российской Федерации N 2300-1 от 07 февраля 1992 года "О защите прав потребителей", потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу части 2 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно пункту 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" установлены сроки предоставления по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме управляющей организацией информации подлежащей раскрытию из перечня.
Согласно п. 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13 августа 2006 года, собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе: получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен; проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ.
В силу приведенных законоположений именно исполнитель, которым является управляющая компания, обязан предоставить потребителю истребуемую информацию, связанную с обслуживанием дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 утвержден "Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", который устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 1).
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2 Стандарта).
К информации, которую управляющая организация обязана раскрывать, перечисленной в пункте 3 Стандарта, в том числе относится: общая информация об управляющей организации, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами; информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; информация об оказываемых коммунальных услугах; информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год.
Пунктом 5 Стандарта установлены способы раскрытий информации управляющей организацией о своей деятельности по управлению многоквартирным домом, согласно подпункта "г" которого информация предоставляется на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции о том, что запрашиваемую информацию истец не получил, а намерение истца ознакомиться с финансово-расчетными документами направлено на реализацию его прав, предусмотренных жилищным законодательством, при этом материалами дела подтверждено, что на ООО "УК-5 КГО" как на организацию по управлению многоквартирным домом в силу положений указанных нормативных правовых актов возложена обязанность представить сведения об оплате и поступлении денежных средств собственников многоквартирного дома, сведения о расходах управляющей компании в рамках исполнения договора управления многоквартирным домом, сведения о перечне, тарифах и стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в спорном многоквартирном доме в рамках исполнения договора управления многоквартирным домом. В силу приведенных законоположений именно исполнитель, которым является управляющая компания, обязан предоставить потребителю истребуемую информацию, связанную с обслуживанием дома.
Доводы кассационной жалобы заявителя повторяют доводы апелляционной жалобы, и позицию истца при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции. Указанным доводам судами дана правовая оценка, они мотивированно отклонены, кроме того, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что недопустимо в силу полномочий суда кассационной инстанции, определенных статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Копейского городского суда Челябинской области от 4 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 9 августа 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-5 Копейского городского округа" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.