Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 ноября 2005 г. N А26-4720/2005-22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Старченковой В.В.,
при участии от Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Горюнова Г.А. (доверенность от 06.05.2005),
рассмотрев 08.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.01.2005 по делу N А26-4720/2005-22 (судья Таратунин Р.Б.).
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Карелия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Резановой Марии Владимировны к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 12.08.2005 заявленное требование удовлетворено. Резанова М.В. привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 4000 руб.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление просит изменить принятое по данному делу решение в части признания обязательного для индивидуального предпринимателя Резановой М.В. согласования расписания движения автобусов с исполнительным органом субъекта Российской Федерации в лице Минэкономразвития Республики Карелия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров по городским маршрутам общего пользования. По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что на индивидуальных предпринимателей не распространяется действие устава автомобильного транспорта (далее - Устав), утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 и Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР (далее - Правила), утвержденных приказом Минтранса РСФСР от 24.12.1987 N 176, является неправомерным.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Резанова M.B. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску 03.02.2005 за основным государственным регистрационным номером записи 305100103400062 и имеет лицензию. В период с 16.06.2005 по 24.06.2005 Управлением проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя Резановой M.B. на предмет соблюдения лицензионных требований и условий, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. В ходе проверки установлено, что предпринимателем Резановой М.В., действующей на основании лицензии от 29.03.2005 N АСС-10-225931 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия с 29.03.2005 по 28.03.2010, не обеспечено регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, отсутствует ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию, а также контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, не обеспечена охрана транспортных средств для исключения возможности самовольного использования их водителями или повреждения, отсутствуют документы разрешительного характера (договоры на перевозки, согласованные расписания) на осуществление перевозок пассажиров по маршрутам общего пользования города Петрозаводска. Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от 24.06.2005 N 297/ип и в протоколе об административном правонарушении от 24.06.2005.
При составлении протокола Резановой М.В. были разъяснены права, о чем свидетельствует ее подпись в протоколе.
Управление 27.06.2005 обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Резановой М.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в связи с нарушением ею лицензионных требований и условий, предусмотренных пунктами 2.2, 3.3.2, 4.3, 4.6 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, пунктом 76 Устава и параграфом 5 Правил.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности события административного правонарушения и взыскал с Резановой М.В. штраф в размере 4000 руб.
Вместе с тем вывод суда о том, что на индивидуальных предпринимателей не распространяется действие Устава и Правил, является ошибочным.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 21.03.2002) понятие "лицензионные требования и условия" определяется как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 N 402, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом является в том числе выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 N 12, предусмотрено, что движение автобусов и таксомоторов на маршрутах организуется по расписанию, порядок утверждения которого устанавливается Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР.
Согласно абзацу 1 пункта 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200, а также параграфу 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176 (в редакции от 12.06.1990), расписания движения автобусов и таксомоторов на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах утверждаются по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами городских, районных Советов народных депутатов.
Согласно пункту 1 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15, положения настоящих Требований распространяются на деятельность предприятий всех организационно-правовых форм и форм собстзенности и предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
В соответствии с пунктом 2.6.1 указанных Требований при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обеспечивают безопасность перевозок пассажиров и грузов, для чего перед началом регулярных перевозок пассажиров в соответствии с Уставом автомобильного транспорта РСФСР и Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте обязательно проводят обследования маршрутов движения.
Пунктом 2.6.5 Требований установлено, что владельцы лицензий обязаны обеспечивать водителей, выполняющих регулярные автобусные перевозки, необходимыми путевыми документами (путевыми или маршрутными листами, графиками движения и т.д.).
Материалами дела подтвержден факт осуществления предпринимателем деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий и требований, установленных указанными выше законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для данного вида деятельности (акт проверки, протокол об административном правонарушении). Кроме того, имеющиеся в деле копии путевых листов за период с 12.05.2005 до 23.06.2005 свидетельствуют о том, что предприниматель Резанова М.В. в указанные дни 2005 года осуществляла деятельность согласно лицензии, не имея согласованного расписания движения по маршрутам города Петрозаводска N 4, 17, 31, 46, а также по маршруту "Город Петрозаводск - город Суоярви".
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, установленных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП.
Так как фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, а вывод суда о том, что на индивидуальных предпринимателей не распространяется действие Устава и Правил, не привел к принятию неправильного решения, основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.01.2005 по делу N А26-4720/2005-22 изменить, исключив из мотивировочной части решения вывод о том, что действие Устава автомобильного транспорта и Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР не распространяются на индивидуальных предпринимателей.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 ноября 2005 г. N А26-4720/2005-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника