Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Корпачевой Е.С.
при ведении протокола помощником судьи ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-628/2022 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 16 мая 2022 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Бузмакова С.С, объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя индивидуального предпринимателя ФИО1 - ФИО5, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО7 полагавшего судебный акт подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
28 ноября 2014 г. Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое 28 ноября 2014 г. размещено на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 г. опубликовано в официальном печатном издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы N 67.
В приложение 2 к указанному постановлению включены нежилые помещения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенные в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включённых в перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 г. N 1574-ПП внесены изменения в Постановление N 700-ПП, определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год. Постановление размещено 27 ноября 2019 г. на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru и 10 декабря 2019 г. опубликовано в официальном печатном издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68 (тома 1, 2, 3).
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 г. N 2044-ПП внесены изменения в Постановление N 700-ПП, определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год. Постановление 25 ноября 2020 г. размещено на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, и опубликовано в официальном печатном издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68 (тома 1, 2, 3, 4) 8 декабря 2020 г.
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 г. N 1833-ПП внесены изменения в постановление N 700-ПП, названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2022 г. Постановление размещено 24 ноября 2021 г. на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru и опубликовано в официальном печатном издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31 (тома 2, 3, 4, 5, 6) 7 декабря 2021 г.
В пункт 1295 Перечня на 2020 год, пункт 2701 Перечня на 2021 год и пункт 10856 Перечня на 2022 год включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими перечисленных выше пунктов Перечней, ссылаясь на то, что нежилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, не обладает признаками, определёнными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Налоговый кодекс РФ), фактически не используется для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Решением Московского городского суда от 16 мая 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено. Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП в оспариваемых частях признано недействующим с начала соответствующих налоговых периодов. С административного ответчика в пользу административного истца взысканы понесённые расходы по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы просят отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также неправильное применение норм материального и процессуального права.
В том числе административный ответчик и заинтересованное лицо полагают, что суд не дал надлежащую оценку акту о фактическом использовании нежилого помещения для целей налогообложения от 26 марта 2019 г, которым установлено, что более 20 процентов общей площади здания используется в целях, предусмотренных статьёй 378.2 Налогового кодекса РФ.
Относительно апелляционной жалобы административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса РФ, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верное заключение о принятии оспариваемого нормативного правового акта (и последующих изменяющих его постановлений) уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации (подпункт 2 статьи 15, абзац второй пункта 1 статьи 339 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц согласно статье 400 Налогового кодекса РФ признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 Кодекса.
К объектам налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ отнесены, в том числе жилой дом, жилое помещение, объект незавершённого строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учётом особенностей, предусмотренных данной статьёй.
Налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 данного Кодекса, налоговая ставка устанавливается в размере, не превышающем 2 процентов (подпункт 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса РФ).
На территории города Москвы ставки налога на имущество физических лиц в отношении налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, устанавливаются Законом города Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51 "О налоге на имущество физических лиц".
Согласно подпункту "г" пункта 4 статьи 1 названного Закона ставка налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается в размере 1, 5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2018 году и последующие налоговые периоды.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, определены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в котором, в том числе, указаны: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Согласно пункту 3 приведённой статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1), либо в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации), имеет помещения общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания, назначение, разрешённое использование или наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо фактически используется в указанных целях (подпункт 2).
Пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64 определено, что к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, принадлежащие одному или нескольким собственникам, фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
По смыслу приведённых выше положений федерального и регионального законодательства в Перечень подлежат включению такие объекты недвижимого имущества, которые отвечают одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ФИО1 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 42, 6 кв. метров, расположенного в многоквартирном доме с кадастровым номером N общей площадью 30 750, 50 кв. метров по адресу: "адрес" Общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме составляет более 3 000 кв. метров.
Спорное помещение включено в Перечни на 2020, 2021 и 2022 годы по основанию, предусмотренному пунктом 2.1 статьи 1.1. Закона города Москвы N 64, исходя из фактического его использования.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в Москве (далее - Порядок N 257-ПП, Порядок) утверждён постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка N 257-ПП мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, а с 26 мая 2020 г. (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 мая 2020 г. N 626-ПП) - с привлечением подведомственного государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
Подпунктом 4 пункта 1.4 Порядка N 257-ПП определено, что для целей Порядка офисом признаётся здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приёма клиентов.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Согласно материалам дела, нежилое помещение с кадастровым номером N включено в Перечни на 2020 - 2022 годы на основании акта от 26 марта 2019 г. N о фактическом использовании (далее также - акт обследования, акт от 26 марта 2019 г.), согласно которому 100 процентов помещения используется для размещения офисов.
Давая оценку акту обследования, суд первой инстанции признал его ненадлежащим доказательством по мотиву составления с нарушением требований пункта 3.6 Порядка N 257-ПП, так как в документе не приведены выявленные признаки размещения в помещении офисов.
В решении суд указал, что единственная фотография самого помещения на странице 11 акта обследования (в решении ошибочно указана страница 19 акта) размещение офисов не подтверждает, учитывая, что фотография на странице 10 этого акта свидетельствует о размещении в здании нескольких организаций, в связи с чем невозможно идентифицировать, какое именно помещение запечатлено на фотографии. Вместе с тем, из представленных в материалы дела документов технического учёта помещения, фототаблицы, а также акта обследования от 18 февраля 2022 г. N следует, что акт обследования от 26 марта 2019 г. N содержит фотографии иного помещения, которое административному истцу не принадлежит.
Судебная коллегия полагает, что приведённые выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном данным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1); никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2); суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3); доказательство признаётся судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придёт к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 4); результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 8).
Из акта от 26 марта 2019 г. следует, что он составлен в том числе на основании документов технического учёта (инвентаризации) или сведений о таком учёте. Согласно экспликации к поэтажному плану спорное помещение состоит из нескольких комнат и помещений, имеющих наименование "офис" (общая площадь офисов составляет 34, 0 кв. метров или 79, 81 процентов общей площади помещения), а также "коридор" (площадь 7, 4 кв. метров) и "санузел" (площадь 1, 2 кв. метров). Таким образом, более 20 процентов общей площади помещения предназначено для размещения офисов. На приложенных к акту фотографиях зафиксированы указатели наименования улицы и номера дома, таблички с наименованием организаций и физических лиц, режимом их работы, указатели к месту их расположения (страницы 9 - 10 акта), помещение, оборудованное рабочим местом и оргтехникой (страница 11 акта).
В соответствии с актом обследования от 18 февраля 2022 г. N общая площадь офисов спорного помещения составляет 7, 3 кв. метров (или 17, 14 процентов общей площади помещения), в связи с чем объект недвижимости фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. К акту приложен поэтажный план без экспликации помещений.
Судебной коллегий проведён сравнительный анализ имеющихся в актах обследования от 26 марта 2019 г. и 18 февраля 2022 г. фотографий в совокупности с иными собранными по делу доказательствами и сделан однозначный вывод, что в фототаблицах зафиксировано одно и то же помещение с кадастровым номером N Так, на фотографии на странице 11 акта от 26 марта 2019 г. отображена комната, которая в акте от 18 февраля 2022 г. зафиксирована на фотографиях на страницах 5, 6, 7 и 8 (помещение 6 площадью 22, 8 кв. метров на поэтажном плане). При этом фотосъёмка комнаты на странице 11 акта от 26 марта 2019 г. произведена со стороны открытой двери запасного выхода (исходя из поэтажного плана в акте от 18 февраля 2022 г. - л.д. 71), а в акте от 18 февраля 2022 г. фотосъёмка помещения площадью 22, 8 кв. метров произведена из центра комнаты (на фотографии на странице 7 акта от 18 февраля 2022 г. слева зафиксирована дверь запасного выхода). Это же помещение площадью 22, 8 кв. метров, поименованное как "офис" в соответствии с экспликацией (л.д. 70), а также поэтажным планом (л.д. 71) отображено на фотографии 4 (л.д 73) (на фотографии справа зафиксирована дверь запасного выхода).
Утверждение в письменных пояснениях представителя административного истца (л.д. 68 - 69) о том, что на фотографии 3 (л.д. 73) отображено помещение 6 площадью 22, 8 кв. метров со стороны запасного выхода в соответствии с изображением 3 (л.д. 73) не соответствует действительности, так как и на фотографии 3 (л.д. 73), и на фотографии 2 (л.д. 72) зафиксировано помещение 5 площадью 6, 2 кв. метров согласно экспликации (л.д. 70) со стороны входа в соответствии с изображением 2 (л.д. 72).
Таким образом, вывод суда о том, что в акте обследования от 26 марта 2019 г. приведены фотографии иного помещения, которое не относится к предмету спора, является ошибочным.
Принимая во внимание акт от 26 марта 2019 г. N о фактическом использовании объекта недвижимости с кадастровым номером N (в том числе имеющиеся в нём фотографии и экспликацию к поэтажному плану), согласно которому 100 процентов площади помещения используется для размещения офисов, а также представленные стороной административного истца поэтажный план, экспликацию и фотографии, судебная коллегия приходит к выводу, что имеющиеся по делу доказательства в их совокупности свидетельствует о наличии правовых оснований для включения спорного помещения в Перечни на 2020, 2021 и 2022 годы.
Доказательства, опровергающие установленные судебной коллегией обстоятельства по делу, лицами, участвующими в деле, не представлены.
Выводы, изложенные в акте обследования от 18 февраля 2022 г. N, могут быть учтены на новый налоговый период 2023 года.
При таком положении решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, поскольку принадлежащий ФИО9 объект недвижимости в названные налоговые периоды соответствовал критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 16 мая 2022 г. отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя ФИО8 о признании недействующими с 1 января 2020 г. пункта 1295 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (в редакции постановления от 26 ноября 2019 г. N 1574-ПП), с 1 января 2021 г. пункта 2701 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (в редакции постановления от 24 ноября 2020 г. N 2044-ПП), с 1 января 2022 г. пункта 10856 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (в редакции постановления от 23 ноября 2021 г. N 1833-ПП) отказать.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.