Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 ноября 2005 г. N А42-13980/04-8
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 08.11.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.03.05 (судья Беляева Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.05 (судьи Петренко Т.И., Борисова Г.В., Фокина Е.А.) по делу N А42-13980/04-8,
установил:
Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с администрации города Мончегорска (далее - Администрация) 6 218 281 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.01 по 31.12.03, 1 124 217 руб. 82 коп. пеней за нарушение срока уплаты страховых взносов.
В судебном заседании Фонд уточнил предмет спора в связи с уплатой после проведения проверки Администрацией 5 748 000 руб. задолженности по страховым взносам и увеличением периода начисления пеней по 31.12.04 и просил взыскать 2 610 292 руб., в том числе 470 281 руб. недоимки по уплате страховых взносов и 2 140 011 руб. 99 коп. пеней.
Решением суда от 14.03.05 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что дело следует направить на новое рассмотрение в части отказа во взыскании пеней.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка своевременности и полноты перечисления Администрацией страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.01 по 31.12.03.
По результатам проверки составлен акт от 02.08.04 N 17, на основании которого Фонд принял решение от 26.08.04 N 17 об уплате Администрацией 6 218 281 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения недоимки и 1 124 217 руб.82 коп. пеней.
Во исполнение решения от 26.08.04 плательщику направлено требование от 27.08.04 N 17 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней в десятидневный срок с момента получения требования. Поскольку требование Администрацией в установленный срок не исполнено, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая заявителю в удовлетворении требований, исходили из того, что Администрация за период с 01.01.01 по 31.12.03 перечислила в Фонд страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в пределах сумм страховых взносов, утвержденных в ежегодных бюджетах плательщика (Администрации) на 2001-2003 годы в разделе "Здравоохранение" расходной части местного бюджета, и что Фонд не доказал наличия у Администрации задолженности по страховым взносам. Кроме того, суды обеих инстанций сослались на пропуск Фондом срока давности взыскания в судебном порядке задолженности по страховым взносам и пеней, установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В силу пункта 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 (далее - Положение), на плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование распространяются порядок и условия налогового законодательства. Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, регламентирующим порядок и сроки взыскания недоимок по налогам и сборам.
В статье 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам проверки, должно быть направлено в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ 6-месячный срок для обращения в суд исчисляется после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьей 70 НК РФ.
В рассматриваемом случае по результатам выездной проверки Фондом принято решение от 26.08.04 N 17, на основании которого с соблюдением требований статьи 70 НК РФ Администрации выставлено требование от 27.08.04 N 17 об уплате задолженности по страховым взносам и пеней. С заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам Фонд обратился в арбитражный суд 16.11.04, то есть в пределах срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
При таких обстоятельствах вывод судов обеих инстанций о пропуске Фондом срока давности взыскания страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пеней, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в проверяемый период (далее - Закон N 1499-1), страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.
В силу статьи 17 названного Закона платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.
0В пункте 5 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, установлено, что органы местного самоуправления перечисляют средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг указанной категории граждан в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. В случае недостаточности указанных средств при формировании бюджетов территорий на предстоящий финансовый год предусматривается целевая дотация из бюджета вышестоящих органов исполнительной власти.
Статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением.
Согласно пункту 3 Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Аналогичное положение содержится и в пункте 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР", согласно которой платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 (в редакции, действовавшей в проверяемый период) к компетенции органов местного самоуправления относится формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение и осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию.
В статье 22 Закона N 1499-1 указано, что базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.98 N 1096 "Об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи".
На основе базовой программы в соответствии со статьей 22 Закона N 1499-1 и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" органы государственного управления, в том числе и областей, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования, причем предусматриваемые ими объем и условия оказания медицинской помощи не могут быть ниже установленных в базовой программе.
В соответствии с Законом Мурманской области от 27.12.99 N 174-01-ЗМО "О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области" финансовые средства (платежи) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области определяются исходя из объемов бесплатной медицинской помощи и стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежегодно утверждается законом Мурманской области о бюджете Фонда на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и предусматривается в разделе "Здравоохранение" функциональной классификации расходов местных бюджетов. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц ежегодно формируется и утверждается правительством Мурманской области до принятия законов об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год. Численность неработающего населения Мурманской области устанавливается один раз в год по согласованию Фонда со страхователями при подготовке проектов законов Мурманской области об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год.
В силу приведенных норм органы местного самоуправления участвуют в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, в том числе путем уплаты соответствующих страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования неработающего населения.
Объем финансирования при принятии территориальной программы определяется исходя из среднесписочной численности населения на очередной год и утвержденного на зтот же год в установленном порядке размера страхового взноса нэ обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Администрацией в ежегодно принимаемых бюджетах на 2001-2003 годы утверждались суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование неработающего населения. Общая сумма страховых взносов за период с 01.01.01 по 31.12.03 составила 73 332 000 руб. Из них в 2001 году - 13 575 000 руб.; в 2002 году - 23 212 000 руб., в том числе на погашение задолженности за 2001 год - 2 237 155 руб.; в 2003 году - 36 545 000 руб.
В оспариваемый период между Фондом и Администрацией составлялись акты сверки расчетов по платежам на неработающее население. Согласно акту сверки от марта 2004 года задолженность по страховым взносам за 2003 год составляет 5 748 000 руб.
За период с 24.12.04 по 30.12.04 задолженность по страховым взносам в сумме 5 748 000 руб. погашена Администрацией в полном объеме после проведения проверки.
Между фондом (страховщик) и Администрацией (страхователь) были заключены договоры об обязательном медицинском страховании неработающих граждан от 08.04.01 и от 08.04.03 N 53-401, согласно которым Администрация приняла на себя обязательство организовать и финансировать предоставление гражданам, включенным в списки застрахованных, медицинской помощи в определенном объеме.
Поэтому суд обоснованно признал, что Администрация в полном объеме исполнила обязанность по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.01 по 31.12.03. При этом суд признал обязанность по уплате страховых взносов исполненной за 2001 год, исходя из суммы взносов, определенной с учетом ежемесячно представлявшихся Администрацией в Фонд в соответствии с заключенным договором сведений о численности застрахованного неработающего населения, а за 2002-2003 годы - исходя из сумм, предусмотренных местным бюджетом, утвержденным соответственно на 2002 и 2003 годы.
Доводы кассационной жалобы, касающиеся отказа во взыскании недоимки, сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебные акты в части отказа во взыскании недоимки в размере 470 281 руб. являются обоснованными.
Вместе с тем кассационная инстанция считает недостаточно обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для взыскания с Администрации пеней за нарушение срока уплаты страховых платежей.
В жалобе Фонд ссылается на то, что судами необоснованно отказано во взыскании всей суммы начисленных пеней. Как утверждает Фонд, составленный им и представленный в материалы дела расчет пеней (л.д. 24 - 25, 30 т.1) подтверждает нарушение Администрацией в отдельные периоды при перечислении страховых взносов срока их уплаты, установленного законодательством и договорами.
Согласно последнему абзацу пункта 5 Положения органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.
Фонд утверждает, что Администрация не соблюдала этот срок при уплате той суммы страховых взносов, которая фактически перечислялась ею по договорам обязательного медицинского страхования. Отказывая во взыскании пеней, суды не учли названное обстоятельство и не исследовали составленный Фондом расчет пеней в части, касающейся их начисления за просрочку взносов, фактически перечислявшихся Администрацией, обязанность уплаты которых Администрация не оспаривает. Фонд заявляет, что Администрация уплачивала страховые взносы в 2001 - 2003 годы в месяце, следующем за отчетным, не соблюдая требование о внесении платежей не позднее 25 числа текущего месяца. Этот довод Фонда не получил оценки судов. Отказ во взыскании пеней, начисленных на недоимку, выявленную по результатам проверки, является обоснованным. Однако суд кассационной инстанции не может исчислить размер пеней, начисленных по акту проверки на сумму задолженности, установленную актом проверки, исходя из сумм, предусмотренных территориальной программой.
Поскольку суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе давать оценку обстоятельствам, не исследованным судами первой и апелляционной инстанций, то дело в части отказа во взыскании с Администрации 2 140 011 руб. 99 коп. пеней подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
При новом рассмотрении суду надлежит исследовать вышеприведенные доводы Фонда, предложить сторонам составить расчет пеней отдельно по суммам, несвоевременно уплаченным Администрацией по договорам обязательного медицинского страхования за период с 01.01.01 по 31.12.03, и по недоимке, выявленной Фондом по результатам проверки, заслушать мнение сторон по этому вопросу и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.03.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.05 по делу N А42-13980/04-8 отменить в части отказа во взыскании 2 140 011 руб. 99 коп. пеней.
Дело в данной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 ноября 2005 г. N А42-13980/04-8
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника