Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В, судей Ефремовой О.Н. и
Константиновой Ю.П.
при секретаре Постниковой К.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2547/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГТ-2001" (далее - ООО "ГТ-2001", Общество) о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пункта 4337 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП), по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 28 июня 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, объяснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица Снегиревой А.И, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (далее - Постановление N 700-ПП) был утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды, в том числе в отношении зданий, строений и сооружений (подпункт 1.1 пункта 1).
Постановление N 700-ПП размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликовано 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2022 года (далее - Перечень на 2022 год).
Данное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24 ноября 2021 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 2, 7 декабря 2021 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 3, 7 декабря 2021 года (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 4, 7 декабря 2021 года (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 5, 7 декабря 2021 года (приложение 2 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 6, 7 декабря 2021 года, (приложение 2 (окончание)).
В Перечень на 2022 год под пунктом 4337 включено нежилое здание с кадастровым номером N площадью 1 779, 6 кв. метров, расположенное по адресу: "адрес".
ООО "ГТ-2001", являясь собственником нежилого здания, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим названное выше положение.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что здание не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а включение здания в Перечень на 2022 год противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Решением Московского городского суда от 28 июня 2022 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы просят отменить судебный акт и вынести решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывают на то, что суд первой инстанции не дал надлежащую оценку доказательствам, содержащимся в Акте обследования от 30 декабря 2020 года N 9128490/ОФИ, согласно которому 50, 93 процентов площади здания фактически используется для размещения офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, что подтверждается фототаблицей; решением Арбитражного суда г. Москвы от 3 июня 2021 года установлено, что земельный участок, на котором расположено спорное здание, используется в соответствии с целевым назначением, а именно для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и объектов бытового обслуживания; согласно информации из ЕГРЮЛ, в спорном здании располагаются более 70 организаций, указывающих адрес здания как адрес своего местоположения; в сети Интернет имеется информация о сдаче помещений в спорном здании под офис; в материалах дела отсутствуют доказательства обращения административного истца с заявлением о несогласии с результатами проведения мероприятий по определению вида фактического использования или обращения в Госинспекцию по недвижимости в целях первичного проведения мероприятий в отношении здания по определению вида фактического использования; акт от 12 января 2022 года N 91221570/ОФИ дополнительно подтверждает правомерность включения здания в Перечень.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем административного истца и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения о их несостоятельности и законности судебного акта.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Суд первой инстанции, со ссылкой на подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статью 14, пункт 2 статьи 372, пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта, а также внесшего в него изменения акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Решение суда в указанной части участвующими в деле лицами не обжалуется.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что Правительством Москвы не представлено доказательств соответствия объекта недвижимости, включенного в оспариваемый Перечень, признакам административно-делового и (или) торгового центров, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, в полной мере не соответствует видам разрешенного использования 1.2.5 - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" и 1.2.7 - "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, не подпадает под коды вида разрешенного использования 3.3 - "бытовое обслуживание", 4.1 - "деловое управление" (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения); 4.2 - "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", 4.6 - "общественное питание", утвержденные Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, а представленный акт обследования от 30 декабря 2020 года N 9128490/ОФИ не соответствует требованиям, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
При этом суд первой инстанции сослался на решение Московского городского суда от 12 января 2022 года, оставленное без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 апреля 2022 года, как на имеющее преюдициальное значение, так как названые выше обстоятельства были установлены данными судебными актами.
С такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, исходя из следующего.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного кодекса.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и помещения в них (подпункт 1).
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии, если:
- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
- предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2). При этом:
- признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре; недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки не менее 20 процентов общей площади здания (абзац 2 подпункта 2).
Положениями пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов административного дела, Обществу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N общей площадью 1 779, 6 кв. метров по адресу: "адрес".
Судом первой инстанции установлено, что критерием для включения здания в Перечень на 2022 год являлись подпункты 1, 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1, 2 статьи 1.1. Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций".
Относительно включения нежилого здания в оспариваемый Перечень на 2022 год на основании вида разращенного использования земельного участка судебная коллегия также не может согласиться с позицией суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно сообщению филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве названное выше здание в спорный налоговый период располагалось на земельном участке с кадастровым номерам N, имеющим вид разрешенного использования "эксплуатация здания под административные цели".
В договоре аренды земельного участка от 10 января 2003 года указан тот же вид разрешенного использования земельного участка.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Из положений пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны, и градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП.
До момента утверждения данных правил землепользования и застройки на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" установление видов разрешенного использования земельных участков относилось к компетенции Правительства Москвы.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким органом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" (далее - Постановление N 363-ПП) утвержден Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки, пунктом 3.2 которого предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания).
Методические указания содержат 17 видов разрешенного использования, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (п. 1.2.3); земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9); земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (п. 1.2.10).
Внесенными изменениями в Постановление N 363-ПП постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП, вступившими в силу с 15 июня 2016 года, пункт 3.2 изложен в новой редакции, согласно которой для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Названным классификатором видов размешенного использования земельных участков отнесены:
- к коду вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание" - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро);
- к коду вида разрешенного использования 4.1 "деловое управление" - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения;
- к коду вида разрешенного использования 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" - размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. метров с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9 (банковская и страховая деятельность, общественное питание; гостиничное обслуживание; развлечения; обслуживание автотранспорта); размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра;
- к коду вида разрешенного использования 4.6 "общественное питание" - размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП утверждены правила землепользования и застройки города Москвы, территориальная часть которых устанавливает, в том числе, перечень и числовые обозначения - коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Москвы, группировки которых приведены в таблице 1 "Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства". Согласно названным правилам землепользования и застройки указанные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства сформированы на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Проанализировав приведенные выше положения, судебная коллегия приходит к выводу, что, поскольку установленный вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, буквально не соответствует классификатору, ввиду чего подлежало исследованию фактическое использование нежилого здания.
Основанием для включения здания в Перечень на 2022 год также послужил акт Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекция) о фактическом использовании от 30 декабря 2020 года N 9128490/ОФИ, согласно выводам которого 50, 93 процентов от общей площади здания используется для размещения офисов и объектов бытового обслуживания. Акт составлен с доступом инспекторов на объект.
Признавая акт недопустимым доказательством, суд первой инстанции указал на решение Московского городского суда от 12 января 2022 года, которым признано его несоответствие требованиям, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 3 августа 2022 года решение Московского городского суда от 12 января 2022 года и апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции 7 апреля 2022 года отменены, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
По сведениям, содержащимся на официальном сайте Московского городского суда, на настоящее время административное дел не рассмотрено.
Следовательно, применительно к обстоятельствам настоящего дела подлежит оценке как акт от 30 декабря 2020 года N 9128490/ОФИ, так и фактическое использование здания в юридически значимый период - 2022 год.
Из материалов дела следует, что 20 процентов от общей площади спорного здания составляет 355, 92 кв. метра.
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Госинспекцией.
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка и указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
Согласно приведенному Порядку по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, о чем уже указывалось выше (пункт 3.5); в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.4).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающим размещение объектов, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 1.5 Порядка), о чем уже указывалось выше.
Как следует из материалов дела, 30 декабря 2020 года сотрудниками ГБУ "МКМЦН" было проведено мероприятие по обследованию здания с кадастровым номером N и составлен акт N 9128490/ОФИ, в разделе 6 которого указано, что на момент проведения обследования здание фактически используется для размещения офисов и бытового обслуживания. Из расчетной части акта следует, что к офисным помещениям сотрудниками ГБУ "МКМЦН" отнесено 38, 23 процентов от общей площади здания (680, 28 кв. метров), к бытовому обслуживанию - 12, 71 процента (226, 1 кв. метров).
Осмотр здания проведен с допуском в него. Вопреки выводам суда, содержание акта подтверждает факт наличия в здании офисных помещений и помещений бытового обслуживания, что в полной мере подтверждается фототаблицей. Так, помимо прочего, на фотографиях запечатлены вывески организаций, расположенных в здании (студия маникюра и педикюра ИП Кавасакин Н.Н, "АРИЭР МАЭН", "Точные измерения"), план эвакуации.
В имеющейся в акте экспликации здания указано, что помещения "кабинеты", "зал операционный", "комнаты охраны". К учрежденческимотнесено 1569, 4 кв. метра.
Аналогичные сведения содержатся и в имеющейся в материалах дела экспликации здания, составленной по состоянию на 1 октября 2008 года, представленной административным истцом.
При этом имеющиеся в здании лифты, коридоры, лестничные клетки, уборные, уборные, вспомогательные помещения, хотя по своему функциональному назначению не могут быть отнесены к офисным, но являются для них вспомогательными помещениями, поскольку обеспечивают их функционирование.
При разрешении споров налогоплательщики не лишены возможности представлять суду доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 года N 1176-О).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции административным истцом представлены: расчет занимаемой площади, согласно которому для целей налогообложения площадь занимаемых помещений составляет 15, 05 процентов от общей площади здания, в том числе бытовые услуги 6, 47 процентов (115, 18 кв. метров, офисные помещения 8, 58 процентов (152, 72 кв. метра, а также договоры аренды, которым в обжалуемом решении оценка дана не была.
Так, согласно позиции административного истца, на период 2022 года с учетом пролонгации действующими являлись следующие договоры аренды:
- от 1 июня 2018 года с ООО " "данные изъяты" "данные изъяты"" (ОКВЭД 46.90 Торговля оптовая неспециализированная) помещений общей площадью 515, 62 кв. метров на 2, 3, 4, 5 этажах, в том числе кабинеты, помещения, вспомогательные помещения, назначение не указано;
- от 11 марта 2019 года с ООО " "данные изъяты"" (ОКВЭД 46.90 Торговля оптовая неспециализированная, зарегистрировано 18 июня 2019 года в каб. 14, 2 этаж) помещений общей площадью 19, 2 кв. метров на 2 этаже, в том числе кабинет, вспомогательное помещение, для целей осуществления уставной деятельности;
- от 1 ноября 2021 года с ООО " "данные изъяты"" (ОКВЭД 86.90 Деятельность в области медицины прочая, зарегистрировано 6 октября 2021 года в каб. 12, 2 этаж) помещений общей площадью 250, 3 кв. метров на 1, 2 этажах, в том числе кабинеты, вспомогательные помещения, под медицинский центр и/или офис;
- от 14 октября 2021 года с "данные изъяты" (ОКВЭД 27.40 Производство электрических ламп и осветительного оборудования) помещений (кабинеты) общей площадью 28, 5 кв. метров на 3 этаже, назначение не указано;
- от 27 сентября 2021 года с ООО " "данные изъяты"" (ОКВЭД 71.12.4 Деятельность геодезическая и картографическая, зарегистрировано 24 ноября 2021 года в здании) помещений общей площадью 19, 7 кв. метров на 3 этаже, в том числе кабинет, вспомогательное помещение, для целей осуществления уставной деятельности;
- от 10 сентября 2021 года с ООО " "данные изъяты"" (ОКВЭД 46.69 Торговля оптовая прочими машинами и оборудованием) помещений общей площадью 207, 6 кв. метров на 4 и 5 этажах, в том числе кабинеты, вспомогательное помещение, для целей осуществления уставной деятельности;
- от 23 августа 2021 года с ООО " "данные изъяты"" (ОКВЭД 70.22 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, зарегистрировано 22 ноября 2021 года в каб. 12, 3 этаж) помещений общей площадью 33, 72 кв. метров на 3 этаже, в том числе кабинет, вспомогательное помещение, для целей осуществления уставной деятельности;
- от 10 апреля 2019 года с ООО " "данные изъяты"" (ОКВЭД 86.90 Деятельность в области медицины прочая, зарегистрировано 8 апреля 2019 года в каб. 4, 1 этаж) помещений общей площадью 222, 5 кв. метров на 1 этаже, в том числе кабинеты, вспомогательные помещения, под медицинский центр и/или офис;
- от 17 мая 2021 года с "данные изъяты". помещение (кабинет) общей площадью 31, 7 кв. метров на 2 этаже, под студию маникюра и/или салон красоты;
- от 1 января 2019 года с "данные изъяты". (ОКВЭД 96.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты) помещений (кабинеты) общей площадью 66, 2 кв. метров на 1 этаже, под студию маникюра и педикюра;
- от 16 февраля 2021 года с ООО " "данные изъяты"" (ОКВЭД 59.11 Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, зарегистрировано 16 февраля 2021 года в каб. 1, 4 этаж) помещений общей площадью 6, 33 кв. метров на 4 этаже, в том числе помещение, вспомогательное помещение, для целей осуществления уставной деятельности;
- от 1 октября 2018 года с ООО " "данные изъяты"" (ОКВЭД 33.14 Ремонт электрического оборудования, зарегистрировано 10 октября 2018 года в каб. 27, 1 этаж) помещений общей площадью 9, 4 кв. метров на 1 этаже, в том числе кабинет, вспомогательное помещение, для целей осуществления уставной деятельности;
- от 10 февраля 2021 года с ООО " "данные изъяты"" (ОКВЭД 33.14 Ремонт электрического оборудования, зарегистрировано 18 ноября 2021 года в каб. 414, 4 этаж) помещение (кабинет) общей площадью 16, 0 кв. метров на 2 этаже, для целей осуществления уставной деятельности;
- от 12 октября 2020 года с ООО " "данные изъяты"" (ОКВЭД 96.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты) помещение общей площадью 17, 28 кв. метров на 2 этаже, в том числе кабинет, вспомогательное помещение, для целей осуществления уставной деятельности;
- от 1 сентября 2017 года с ООО "данные изъяты"" (ОКВЭД 72.19 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие) помещение общей площадью 38, 74 кв. метров на 2 этаже, в том числе кабинет, вспомогательное помещение, для целей осуществления уставной деятельности;
- от 1 марта 2018 года с ООО " "данные изъяты"" (ОКВЭД 63.99.1 Деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг) помещение общей площадью 17, 03 кв. метров на 4 этаже, в том числе кабинет, вспомогательное помещение, для целей осуществления уставной деятельности;
- от 5 октября 2021 года с ООО " "данные изъяты"" (ОКВЭД 47.91.2 Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет) помещение общей площадью 98, 9 кв. метров на 3 этаже, в том числе кабинеты, вспомогательные помещения, для целей осуществления уставной деятельности;
- от 1 сентября 2020 года с ООО " "данные изъяты"" (ОКВЭД 77.32 Аренда и лизинг строительных машин и оборудования, зарегистрировано 27 августа 2020 года в каб. 11А, подвал) помещение общей площадью 17, 7 кв. метров в подвале, для целей осуществления уставной деятельности;
- от 1 июля 2020 года с ООО " "данные изъяты"" (ОКВЭД 25.11 Производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей) кабинет площадью 8, 0 кв. метров в подвале, для целей осуществления уставной деятельности;
- от 1 ноября 2020 года с ЗАО " "данные изъяты"" (ОКВЭД 68.32.1 Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, зарегистрировано 29 декабря 2020 года в каб. 407 на 4 этаже) помещение общей площадью 17, 52 кв. метров на 4 этаже, в том числе кабинеты, вспомогательные помещения, для целей осуществления уставной деятельности;
- от 30 декабря 2020 года с ООО " "данные изъяты"" (ОКВЭД 47.91 Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет, зарегистрировано 5 ноября 2020 года в каб. 17 на 3 этаже) помещение общей площадью 17, 88 кв. метров на 3 этаже, в том числе кабинет, вспомогательное помещения, для целей осуществления уставной деятельности;
- от 24 марта 2022 года с ООО " "данные изъяты"" (ОКВЭД 78.10 Деятельность агентств по подбору персонала, зарегистрировано 8 августа 2022 года в каб. 414 на 4 этаже) помещение общей площадью 19, 68 кв. метров на 4 этаже, в том числе кабинет, вспомогательное помещения, для целей осуществления уставной деятельности.
В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, а также сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц соответствующим лицом.
Виды основной экономической деятельности приведены из выписок из ЕГРЮЛ, представленных в суд апелляционной инстанции.
Проанализировав представленные договоры аренды, судебная коллегия находит доводы административного истца об использовании 938, 36 кв. метров под складские помещения и иные производственные цели не основанными на уставной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, в отсутствие иных доказательств, подтверждающих ведение такой деятельности в предоставленных им кабинетах.
Из расчета, представленного административным ответчиком, следует, что площадь помещений в здании, используемых для целей налогообложения от кадастровой стоимости по состоянию на 2022 год составляет 650, 17 кв. метров.
Кроме того, согласно пункта 2.2 Методики определения вида фактического использования зданий, утвержденной Порядком, следует, что площадь помещений общего пользования, используемых для осуществления офисной деятельности в данном случае составляет 307, 17 кв. метров.
Данный расчет проверен судебной коллегией и признается достоверным.
Таким образом, с учетом мест общего пользования площадь, используемая под офисы, составляет 957, 34 кв. метра, что превышает 20 процентов от общей площади здания.
Названные обстоятельства подтверждаются также актом N 91221570/ОФИ от 12 января 2022 года, согласно которому площадь офисных помещений составила 571, 02 кв. метр или 32, 09 процента, бытовое обслуживание - 152, 4 кв. метра или 8, 56 процентов, итого - 40, 65 процентов; технические помещения - 99, 68 кв. метра или 5, 6 процентов, склады - 37, 84 кв. метров или 2, 13 процентов, здравоохранение - 219, 54 кв. метров или 12, 34 процентов, иное использование - 699, 12 кв. метров или 39, 29 процентов.
При этом акт составлен с доступом в помещения, приведены описание помещений, поэтажные планы, экспликация, фотографии помещений на каждом этаже здания, информационных стендов, планов эвакуации, табличек на кабинетах.
Несмотря на то, что данный акт был составлен после наступления спорного налогового периода и подлежит учету в иных периодах, не являющихся спорными по настоящему делу, между тем подлежит оценке в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В рамках рассмотрения настоящего дела административным ответчиком были представлены сведения из системы СПАРК и о размещении в здании организаций.
Суду апелляционной инстанции стороной административного истца не было представлено дополнительных доказательств в подтверждение отсутствия размещения в спорном здании объектов, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На сайте ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" размещена информация в общем доступе, согласно которой в ходе проведения работ по государственной кадастровой оценке спорного здания по состоянию на 1 января 2021 года оно было отнесено к оценочной группе 4.1 Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория).
Более того, в ходе рассмотрения дела в суд первой инстанции были представлены решение Арбитражного суда города Москвы от 29 июня 2021 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2021 года и постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 февраля 2022 года, которыми установлено, что арендаторы используют помещения в спорном здании: под студию маникюра и педикюра общей площадью 66, 2 кв. метров, под медицинский центр - 273, 38 кв. метров, под офисные помещения - 1063, 69 кв. метров.
Приведенные обстоятельства, безусловно, свидетельствуют о правомерности включения спорного здания в Перечень N 700-ПП на 2022 год, поскольку оно соответствует требованиям подпункта 2 пункта 3 и подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебный акт принят на основе неправильного толкования норм материального права применительно к установленным обстоятельствам дела, является незаконным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в перечень, приведенный в приложении 1 к указанному нормативному правовому акту, на 2022 год здания с кадастровым номером N.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы удовлетворить.
Решение Московского городского суда от 28 июня 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ГТ-2001" о признании недействующим с 1 января 2022 года пункта 4337 приложения 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.