Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В, судей Ефремовой О.Н. и Константиновой Ю.П, при секретаре Постниковой К.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а87/2022 по административным исковым заявлениям заместителя прокурора Тверской области и общества с ограниченной ответственностью "Платинум" об оспаривании в части решения Думы Вышневолоцкого городского округа от 25 декабря 2020 года N 236 "Об утверждении Перечня значений коэффициента (К) в отношении земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, на территории Вышневолоцкого городского округа" и решения Думы Вышневолоцкого городского округа от 27 сентября 2021 года N 306 "О внесении изменений в решение Думы Вышневолоцкого городского округа от 25 декабря 2020 года N 236 "Об утверждении Перечня значений коэффициента (К) при определении размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, на территории Вышневолоцкого городского округа", по апелляционной жалобе административного ответчика Думы Вышневолоцкого городского округа на решение Тверского областного суда от 17 августа 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Константиновой Ю.П, пояснения представителей административных истцов ООО "Платинум" Елохиной Т.С, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Саниной О.В, полагавших, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Думы Вышневолоцкого городского округа от 25 декабря 2020 года N 236 утвержден Перечень значений коэффициента (К) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, на территории Вышневолоцкого городского округа (далее - Решение от 25 декабря 2020 года N 236).
Согласно приложению к решению для земельных участков с видом разрешенного использования "Связь: размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием видов разрешенного использования с кодами 3.1.1, 3.2.3" (код 6.8) значения коэффициента (К) установлены: для земель городских населенных пунктов - 80, для земель сельских населенных пунктов - 170, для земель вне населенных пунктов - 120.
Данное решение опубликовано в общественно-политической газете "Вышневолоцкая правда" в приложении от 25 декабря 2020 года N 51 и размещено на сайте муниципального образования.
Решением Думы Вышневолоцкого городского округа от 27 сентября 2021 года N 306 (далее - Решение от 27 сентября 2021 года N 306), внесены изменения в Решение от 25 декабря 2020 года N 236: в приложении к решению "перечень значений коэффициента (К) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, на территории Вышневолоцкого городского округа" внесены изменения "Связь: размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием видов разрешенного использования с кодами 3.1.1, 3.2.3" (код 6.8) значение коэффициента (К) установлено для земель городских населенных пунктов, земель сельских населенных пунктов, земель вне населенных пунктов - 118.
Указанное решение опубликовано в общественно-политической газете "Вышневолоцкая правда" в приложении от 1 октября 2021 года N 38 и размещено на сайте муниципального образования.
Заместитель прокурора Тверской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с уточненным в ходе судебного разбирательства административным иском о признании недействующими в части установления коэффициента (К) для земельных участков с наименованием вида разрешенного использования "связь" Решение от 25 декабря 2020 года N 236 с момента принятия и Решение от 27 сентября 2021 года N 306 со дня вступления в законную силу решения суда.
Административный иск мотивирован утверждением о несоблюдении при принятии оспариваемых нормативных актов принципа экономической обоснованности определения арендной платы, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, осуществляющих экономическую деятельность и арендующих земельные участки соответствующего вида разрешенного использования на территории Вышневолоцкого городского округа, в связи с увеличением арендной платы, коэффициент установлен необоснованно, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
ООО "Платинум" (далее - также административный истец, общество) предъявило аналогичный административный иск, в обоснование требований указав, что является инфраструктурным оператором, осуществляющим деятельность по строительству инфраструктуры, необходимой для размещения сооружений связи, и в рамках осуществления своей деятельности арендует земельные участки, находящиеся в неразграниченной государственной собственности без торгов для размещения сооружений связи.
В 2015 - 2017 годах между ООО "Платинум" и Комитетом по управлению имуществом города Вышний Волочек были заключены договоры аренды земельных участков N N от 22 мая 2017 года, N N от 20 июля 2017 года, N N от 23 сентября 2015 года, по условиям которых коэффициент, используемый при расчете арендной платы, установлен в значениях 0, 75 и 8.
Оспариваемыми решениями значения коэффициентов изменены без анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, не учтены затраты арендаторов, связанные с осуществлением деятельности на арендуемых земельных участках, чем нарушаются права и законные интересы общества.
Решением Тверского областного суда от 17 августа 2022 административные исковые требования заместителя прокурора Тверской области и ООО "Платинум" удовлетворены, судом признаны недействующими со дня принятия оспариваемые положения решения Думы Вышневолоцкого городского округа от 25 декабря 2020 года N 236 и от 27 сентября 2021 года N 306 об утверждении и внесении изменений в Перечень значений коэффициента (К) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, на территории Вышневолоцкого городского округа.
С Думы Вышневолоцкого городского округа в пользу ООО "Платинум" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
В апелляционной жалобе Дума Вышневолоцкого городского округа, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что материалами административного дела подтверждается соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении оспариваемых значений коэффициентов.
Судом не учтено, что на территории поселений Вышнеоволоцкого района в 2019 году коэффициент социально-экономических особенностей при определении размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные без проведения торгов для нужд связи, был установлен в размере от 72, 8 до 208, а на территории города Вышний Волочек указанный коэффициент был равен 8.
Коэффициент социально-экономических особенностей при определении размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, рассчитывался таким образом, чтобы размер доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах Вышневолоцкого городского округа, в 2020 году не уменьшился по сравнению с 2019 годом.
В соответствии с принятым решением размер арендной платы за пользование земельными участками, расположенными на территории города Вышний Волочек, государственная собственность на которые не разграничена, для наименования вида разрешенного использования земельных участков "связь" увеличился, тогда как размер арендной платы за пользование такими земельными участками на территории сельских поселений существенно снизился.
Размер арендной платы в год за земельный участок рассчитан в процентном соотношении от размера доходности такого земельного участка в год (по данным из информационно-телекоммуникационной сети Интернет) и составляет не более 4 % от дохода на территории городских населенных пунктов, 0, 38% - от дохода на территории сельских населенных пунктов, 0, 03 % - от дохода вне территорий населенных пунктов.
На территории Вышневолоцкого городского округа установлены вышки сотовой связи высотой до 30 метров, площадь земельного участка, предоставленного в аренду для установки одной вышки, составляет не более 20 кв. м (4-4, 5 м * 4-4, 5 м), но с учетом предполагаемой санитарно-защитной зоны и возможности падения элементов вышки фактически используется большая площадь (28 м * 28 м). Земельные участки вблизи вышек сотовой связи не могут быть сформированы и предоставлены заинтересованным лицам, что также влияет на уровень доходов бюджета муниципального образования. На данные обстоятельства указано в финансово-экономическом обосновании к проекту решения Думы Вышневолоцкого городского округа.
С учетом действующего Порядка определения размера арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности Тверской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 30 мая 2020 года N 250-пп, значение коэффициента должно составлять не менее 0, 75 %.
Судом оставлено без внимания то обстоятельство, что признание недействующими оспариваемых административным истцом положений со дня принятия соответствующих решений Думой Вышневолоцкого городского округа создается неопределенность и отсутствие возможности начисления арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с видом разрешенного использования "связь".
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административными истцами представлены письменные возражения о их несостоятельности.
Представители администрации и Думы Вышневолоцкого городского округа Тверской, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились; ходатайств об отложении рассмотрения дела не завили.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей административных истцов, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также в силу положений статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты.
Судом первой инстанции установлено, что административный истец ООО "Платинум" является арендатором земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вышневолоцкого городского округа, с видом разрешенного использования "связь", арендная плата за пользование которыми рассчитывается в соответствии с Порядком определения размера арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности Тверской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 30 мая 2020 года N 250-пп (далее также - Порядок).
Поскольку оспариваемыми нормативными правовыми актами затрагиваются права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у административного истца ООО "Платинум" права на обращение с настоящим иском в суд.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7, пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Земельный кодекс Российской Федерации также закрепил право органов местного самоуправления осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 1 статьи 5, пункт 2 статьи 11).
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
На территории Тверской области порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, урегулирован вышеуказанным постановлением Правительства Тверской области от 30 мая 2020 года N 250-пп.
В пункте 3 Порядка приведена формула для определения размера арендной платы в месяц за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области.
Значения коэффициента (К), используемого для определения арендной платы, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области утверждаются представительными органами муниципальных районов, городских и муниципальных округов Тверской области в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", с учетом описания вида разрешенного использования земельного участка, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области (пункт 6 Порядка в редакции, действующей на дату принятия оспариваемых нормативных актов).
Оспариваемым решением Думы Вышневолоцкого городского округа от 25 декабря 2020 года N 236 утвержден Перечень значений коэффициента (К) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, на территории Вышневолоцкого городского округа, в частности, для земельных участков с видом разрешенного использования "Связь: размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием видов разрешенного использования с кодами 3.1.1, 3.2.3" (код 6.8) значения коэффициента (К) установлены: для земель городских населенных пунктов - 80, для земель сельских населенных пунктов - 170, для земель вне населенных пунктов - 120.
Решением от 27 сентября 2021 года N 306 внесены изменения в части значений коэффициента (К) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, на территории Вышневолоцкого городского округа с названным видом разрешенного использования: установлено значение коэффициента (К) равное 118 для земель городских населенных пунктов, земель сельских населенных пунктов, земель вне населенных пунктов.
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом местного самоуправления в пределах предоставленной компетенции, что не оспаривается сторонами в рамках настоящего дела, как и соблюдение порядка его опубликования.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования административных истцов, исходил из того, что оспариваемые нормативные правовое акты, противоречат Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, поскольку отсутствует надлежащее экономическое обоснование приведенных значений коэффициента (К) арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, на территории Вышневолоцкого городского округа, для земельных участков с видом разрешенного использования "Связь".
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
В подтверждение доводов о соблюдении основных принципов определения арендной платы при принятии оспариваемых нормативных правовых актов административным ответчиком представлена пояснительная записка к проекту решения Думы Вышневолоцкого городского округа о внесении изменений в Решение от 25 декабря 2020 года N 236 за подписью руководителя Управления земельно-имущественных отношений и жилищной политики администрации Вышневолоцкого городского округа с приложением текста финансово-экономического обоснования (без указания на источник получения данного документа, его автора).
Суд исследовал представленный в качестве доказательства соблюдения при принятии Решения от 27 сентября 2021 года N 306 принципа экономической обоснованности данное финансово-экономическое обоснование и признал, что оно не подтверждает проведение при установлении значений коэффициента (К) анализа и оценки доходности земельных участков соответствующей категории и вида разрешенного использования, многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
При вычислении значения коэффициента (К) равного 118 в расчет принималась не площадь арендуемого земельного участка, а площадь с учетом предполагаемой санитарно-защитной зоны, рассчитав которую, орган местного самоуправления пришел к выводу о фактически используемой площади земельного участка, которая существенно превышает указанную в договоре аренды.
Такой подход при определении используемой арендаторами площади земельных участков в целях формирования коэффициента суд правомерно признал не обоснованным, поскольку в соответствии с нормами Санитарных правил и нормативов (в частности, СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы), границы санитарных защитных зон и зон ограничения для объектов связи определяются расчетным методом и уточняются по результатам измерений уровней электромагнитных полей и указывается в санитарно-эпидемиологических заключения, которые выдаются Территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Факторы, влияющие на размер значения коэффициента (К) в представленном финансово-экономическом обосновании не определялись и не анализировались, а приведенные математические расчеты не согласуются с какими-либо аналитическими суждениями в обоснование коэффициента, что исключает возможность подтверждения достоверности и проверяемости установленного спорного значения коэффициента.
Административным ответчиком не представлено доказательств учета при установлении значений коэффициента объективных данных об оценке доходности земельных участков, о прибыли, получаемой арендаторами от осуществления разрешенной деятельности на таких участках, о доле арендных платежей в совокупных затратах арендаторов, связанных с использованием участков, местоположении земельных участков, градостроительной ценности, тенденции развития отрасли, потребительском спросе на участки, развитости инфраструктуры.
Изложенное свидетельствует, что многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, в отношении которых оспариваемыми нормативными правовыми актами органа местного самоуправления установлены значения коэффициентов, с применением которых начислялась арендная плата с 1 января 2021 года, муниципальным органом не проводился.
Как следует из материалов дела (протоколов заседаний депутатов Думы Вышневолоцкого городского округа от 20 декабря 2020 года, 27 сентября 2021 года), оспариваемые решения приняты без обсуждения вопроса экономического обоснования значения коэффициента.
С учетом изложенного, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства административного дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам в их совокупности и, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, принял верное решение.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают и соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении значений оспариваемого коэффициента не подтверждают.
Утверждения в апелляционной жалобе о необходимости признания оспариваемого нормативного правого акта недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу подлежит отклонению.
Согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Судом первой инстанции верно определено, что нормативные правовые акты в оспариваемой части должны быть признаны недействующим со дня принятия, поскольку они утратили законную силу, а определение иной даты не будет отвечать задаче административного судопроизводства - защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Исходя из изложенного, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке, в том числе, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского областного суда от 17 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Вышневолоцкого городского округа - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.