Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 октября 2005 г. N А66-10785/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Кирилловой И.И. и Чертилиной З.А.,
рассмотрев 25.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Тверской области на определение Арбитражного суда Тверской области от 19.07.2005 по делу N А66-10785/2004 (судьи Куров О.Е., Борцова Н.А., Рощупкин В.А.),
установил:
В период процедуры конкурсного производства, введенной в отношении закрытого акционерного общества "Бежецкдорстрой" (далее - Общество, Должник) решением Арбитражного суда Тверской области от 07.12.2004, Управление Федеральной налоговой службы России по Тверской области (далее - Управление) направило в соответствии со статьей 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) в арбитражный суд, Должнику и его конкурсному управляющему заявление о включении в реестр требований кредиторов Должника (далее - Реестр) требования на сумму 11 620 000 руб., включающую 5 566 000 руб. задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды и 6 054 000 руб. пени.
Определением от 19.07.2005, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, суд удовлетворил ходатайство Управления об уточнении заявленных требований и об уменьшении их размера. Требование уполномоченного органа установлено в размере 5 662 692,97 руб., в том числе 3 050 567 руб. недоимки и 2 612 125,97 руб. пени и включено в Реестр с удовлетворением в третью очередь. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
В кассационной жалобе Управление просит отменить определение в связи с несоответствием содержащихся в нем выводов фактическим обстоятельствам дела и нарушением статей 44, 45, 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Податель жалобы указывает на то, что уполномоченным органом не заявлялось ходатайство об уточнении заявленных требований или об уменьшении их размера, а представленные им документы подтверждают в полном объеме заявленные требования.
Участвующие в деле лица, надлежаще извещены о времени и месте его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Прибывший в судебное заседание представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области, не представивший доверенность на представление интересов Управления в деле о банкротстве, кассационной инстанции к участию в деле не допущен.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона в ходе конкурсного производства установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона, пунктом 1 которой предусмотрено, что требования кредиторов направляются в арбитражный суд и арбитражному управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов.
Как видно из материалов дела, Управление в подтверждение обоснованности своего заявления представило суду требования Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Тверской области (далее - Инспекция) об уплате налогов и других обязательных платежей, решения о взыскании налога, сбора и пени за счет денежных средств налогоплательщика, решение и постановление от 19.05.2005 N 42 о взыскании налогов (сборов) за счет имущества налогоплательщика.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (сбора) является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ. а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ.
Пунктом 3 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что решение об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ и пункту 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" исковое заявление о взыскании недоимки с юридических лиц может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
Имея в виду, что данный срок является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 и пунктом 1 статьи 47 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Суд первой инстанции, признавая подлежащими включению в Реестр требования уполномоченного органа, основанные на его решении и постановлении от 19.05.2005 N 42 о взыскании налогов (сборов) за счет имущества налогоплательщика, сослался на последовательное принятие Инспекцией решений в порядке статей 46 и 47 НК РФ и последующее направление постановления о взыскании налога за счет имущества Общества для принудительного исполнения.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства принятия решений об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика в отношении ряда налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии с указанными в решении и постановлении Инспекции от 19.05.2005 N 42 требованиями об их уплате от 20.09.1999 N 104 сроком исполнения до 30.09.1999, от 27.09.1999 N 112 сроком исполнения до 06.10.1999, от 23.11.2000 N 284 сроком исполнения до 04.12.2000, от 17.04.2001 N 316 сроком исполнения до 26.04.2001, от 28.05.2001 N 527 сроком исполнения до 07.06.2001, от 22.08.2001 N 1372 сроком исполнения до 31.08.2001, от 23.01.2002 N 33 сроком исполнения до 01.02.2002, от 24.05.2002 N 539 сроком исполнения до 02.06.2002, от 15.10.2002 N 1851 сроком исполнения до 24.10.2002, от 07.02.2003 N 123 сроком исполнения до 07.02.2003, от 03.03.2003 N 338 сроком исполнения до 12.03.2003, от 17.03.2003 N 633 сроком исполнения до 26.03.2003, от 24.04.2003 N 1132 сроком исполнения до 05.05.03.
Не представлено Инспекцией и требование об уплате налогов от 28.05.2001 N 527 упомянутое в решении о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
Указанные обстоятельства не получили какой-либо правовой оценки суда.
Судом с учетом своевременного принятия Инспекцией решений о взыскании налогов (сборов) за счет денежных средств налогоплательщика признаны обоснованными требования уполномоченного органа, основанные на требованиях Инспекции об уплате налогов и сборов от 24.05.2004 N 3778, от 01.06.2004 N 4042, от 22.06.2004 N 4334, от 30.06.2004 N 697, от 22.07.2004 N 4938, от 28.07.2004 N 5150, от 29.07.2004 N 5182, от 27.08.2004 N 6180, от 09.08.2004 N 5892, и от 22.10.2004 N 6911.
Вместе с тем в абзаце третьем на странице 3 обжалуемого определения в противоречие указанному содержится вывод об отсутствии оснований для включения в Реестр сумм задолженности по уплате обязательных платежей, основанных на требованиях от 09.08.2004 N 5892, от 27.08.2004 N 6180, от 28.07.2004 N 5150, от 22.07.2004 N 4938, от 24.05.2004 N 3778 в связи с непредставлением уполномоченным органом доказательств направления этих требований и соответствующих решений об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика в адрес Общества.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует предложить Управлению уточнить свое заявление по размеру со ссылками на все обосновывающие его требования об уплате налогов (сборов) с указанием сумм налогов, подлежащих уплате по каждому требованию, их даты, номера и срока исполнения, а также на решения об обращении взыскания на денежные средства и имущество Общества; проверить своевременность принятия решений о взыскании налога за счет денежных средств Общества в отношении налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии с требованиями от 20.09.1999 N 104, от 27.09.1999 N 112, от 23.11.2000 N 284, от 17.04.2001 N 316, от 28.05.2001 N 527, от 22.08.2001 N 1372, от 23.01.2002 N 33, от 24.05.2002 N 539, от 15.10.2002 N 1851, от 07.02.2003 N 123, от 03.03.2003 N 338, от 17.03.2003 N 633, от 24.04.2003 N 1132, наличие (отсутствие) оснований для обращения в суд с исками о взыскании указанных сумм налогов и обоснованность соответствующих требований с учетом срока давности, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ; устранить противоречия в выводах относительно обоснованности требований Управления, основанных на требованиях об уплате налогов (сборов) от 09.08.2004 N 5892, от 27.08.2004 N 6180, от 28.07.2004 N 5150, от 22.07.2004 N 4938, от 24.05.2004 N 3778.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Тверской области от 19.07.2005 по делу N А66-10785/2004 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 октября 2005 г. N A66-10785/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника