Дело N 2а-5499/2021
г. Краснодар 30.06.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 25.03.2022 кассационную жалобу Администрации г. Сочи на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 23.09.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25.01.2022 по административному делу по административному иску ФИО9 к Администрации г. Сочи, заинтересованное лицо - Управление Росреестра по Краснодарскому краю о признании незаконным решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя Администрации г. Сочи по доверенности Усенко Н.Н, поддержавшего кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО9 обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г. Сочи от 05.05.2021 N 21.01-21/5176 об отказе в предоставлении ФИО9 муниципальной услуги по заключению соглашения о перераспределении земель и (или) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности кадастрового квартала "данные изъяты", и участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", находящегося в частной собственности. Считать утвержденной Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 510 кв.м, образованного из земель неразграниченной муниципальной собственности в границах кадастрового квартала "данные изъяты" площадью 363 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 147 кв.м, расположенного по вышеуказанному адресу в территориальной зоне "Ж-2-малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "земли под домами индивидуальной жилой застройки" в соответствующих координатах характерных точек. Обязать Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить постановку на кадастровый учет вышеуказанный земельный участок. Обязать Администрацию г. Сочи в лице Департамента заключить с административным истцом испрошенное соглашение о перераспределении земельного участка путем выкупа по цене 15 процентов от кадастровой стоимости участка, государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате перераспределения с земельными участками, находящимися в частой собственности.
В обоснование требований ФИО9 указала на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 147 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - "земли под домами индивидуальной жилой застройки", расположенный по адресу: "адрес".
19.02.2021 ФИО9 через ГАУ КК "МФЦ КК" г. Сочи обратилась в Администрацию г. Сочи в лице Департамента с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, на что 05.05.2021 получила отказ.
Отказ мотивирован тем, что образование земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 147 кв.м, невозможно, поскольку вид разрешенного использования не соответствует регламенту.
Кроме того, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена с нарушением статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вкрапливанию, вклиниванию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные земельным кодексом РФ, другими федеральными законам.
Административный истец считает, что отказ муниципального органа не соответствует закону, лишает ее возможности реализовывать права, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ), в связи с чем просила об удовлетворении требований.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 23.09.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25.01.2022, административный иск удовлетворен в полном объеме.
Суды признали незаконным отказ Департамента в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности кадастрового квартала "данные изъяты", и принадлежащего ФИО8 на праве собственности земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес".
Суды посчитали утвержденной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 510 кв.м, образованного из земель неразграниченной муниципальной собственности в границах кадастрового квартала "данные изъяты" (363 кв.м) и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" (147 кв.м), расположенного по вышеуказанному адресу, согласно каталога координат характерных точек границ образуемого земельного участка.
Суды обязали Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить постановку образованного в результате перераспределения земельного участка площадью 510 кв.м. на государственный кадастровый учет.
Суды обязали Администрацию г. Сочи в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Сочи после предоставления кадастрового паспорта на вновь образованный земельный участок площадью 510 кв.м. подготовить и заключить с ФИО9 соглашение о перераспределении земельных участков путем выкупа по цене 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности.
В кассационной жалобе Администрация г. Сочи просит об отмене судебных актов обеих инстанций, как поставленных с существенным нарушением норм материального права, что привело к неправильному разрешению спора.
Заявитель жалобы указывает на то, что перечнем видов разрешенного использования, установленными Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Сочи, утвержденные решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202 не предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номер "данные изъяты" - "земли под домами индивидуальной жилой застройки".
Кроме того, не предусмотрена возможность образования нового объекта недвижимости, не соответствующего градостроительным регламентам, градостроительным и земельным законодательством.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, изучив кассационную жалобу, судебная коллегия находит предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Разрешая спор, суды, руководствовались положениями подпункта 9 статьи 1, частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 11.10, 11.9, 15 пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1, 3 статьи 11.7, пунктами 2, 3 части 1 статьи 39.28, статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, Административным регламентом "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденного Постановлением Администрации г. Сочи от 24.09.2015 N 2753, Перечнем видов разрешенного использования, установленными Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202.
Материалами дела подтверждаются изложенные административным истцом обстоятельства, связанные с вынесением оспариваемого решения об отказе в перераспределении земельных участков.
Удовлетворяя требования административного иска, суды пришли к выводу о том, что земельный участок, испрашиваемый административным истцом к перераспределению, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи, не изъят, не зарезервирован, и не ограничен в обороте, не обременен правами третьих лиц, на нем отсутствуют здания, строения и сооружения, вследствие чего испрошенное перераспределение возможно. Кроме того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202, предельный максимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет - 1 000 кв.м, тогда как площадь испрашиваемого земельного участка - 510 кв.м.
Суды указали на то, что графическая часть схемы определенно указывает на то, что вновь сформированный в результате перераспределения земельный участок имеет прямоугольную форму, у него отсутствуют какие-либо изломанности границ, его дополнительная часть (363 кв.м) примыкает исключительно к участку административного истца, а точнее находится в фактическом пользовании.
В этой связи суды посчитали несостоятельными ссылку административного ответчика на статью 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также судами отмечено то, что сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи (ИСОГД) основной вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному истцу - "для индивидуального жилищного строительства", что не противоречит установленному градостроительному регламенту и кроме того является тождественным виду - "земли под домами индивидуальной жилой застройки".
В этой связи обжалуемый отказ муниципального органа является незаконным, на что справедливо указано судами.
Вместе с тем судами допущены существенные нарушения в части способа восстановления нарушенного права административного истца.
Признав оспариваемое решение незаконным, суды в нарушение конституционного принципа разделения властей обязали уполномоченные органы утвердить схему расположения земельного участка, осуществить постановку на государственный кадастровый учет вновь образованного земельного участка, подготовить и заключить с ФИО9 соглашение о перераспределении земельных участков путем выкупа.
При этом судами не принято во внимание, что суды не вправе подменять собой муниципальные органы, органы государственной власти и возлагать на уполномоченные органы обязанность совершить действия, относящиеся к их компетенции.
В этой связи выводы судов в части способа восстановления нарушенного права являются неправильными. Поскольку все имеющие значение для разрешения спора обстоятельства установлены, кассационный суд считает возможным, не передавая административное дело на новое рассмотрение, отменить решения судов обеих инстанций, принять по делу новое решение о частичном удовлетворении требований: признании незаконным оспариваемого решения муниципального органа с обязанием Департамента повторно рассмотреть заявление ФИО9
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 23.09.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25.01.2022 отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление ФИО9 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г. Сочи от 05.05.2021 N 21.01-21/5176 об отказе в предоставлении ФИО9 муниципальной услуги по заключению соглашения о перераспределении земель и (или) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности кадастрового квартала "данные изъяты", и участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", находящегося в частной собственности.
Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации г. Сочи повторно рассмотреть заявление ФИО9
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 08.07.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.