Дело N 2а-1234/2021
г. Краснодар 15.09.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Шелудько В.В, рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданную 06.07.2022 кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 14.06.2022, вынесенное по апелляционной жалобе ФИО7 на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 12.05.2021 по административному делу по административному иску ФИО7 к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя, заинтересованные лица: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент сельского хозяйства г. Севастополя о признании незаконными действий уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, пояснения представителя Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя - ФИО5, поддержавшую кассационную жалобу и представителя ФИО7 по доверенности ФИО6, просившего оставить апелляционное определение без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО7 обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными действия Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя (Департамент), выразившиеся в неуказании в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" границ, в пределах которых разрешается возведение объектов капитального строительства, обязать устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований ФИО7 указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 53 449 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"", с видом разрешенного использования - для ведения товарного сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства.
Для осуществления на участке проектирования и строительства объектов капитального строительства административный истец обратилась в Департамент с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка (градостроительный план, ГПЗУ).
21.12.2020 административным ответчиком выдан градостроительный план без указания границ, в пределах которых разрешается возведение объектов капитального строительства. При этом указано, что земельный участок расположен на территории сельскохозяйственных угодий.
Полагая данные действия Департамента незаконными, нарушающими ее права, ФИО7 просила об удовлетворении административного иска.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 12.05.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 28.09.2021, в административном иске отказано.
Определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2022, определение судебной коллегии от 28.09.2021 отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение ввиду того, что судами не были истребованы сведения из ИСОГД, на которые сослался Департамент в обжалуемой части ГПЗУ, а также актуальная выписка из ЕГРН на земельный участок.
При новом пересмотре дела, судебной коллегией отменено решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 12.05.2021, по делу принято новое - об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции признал незаконными действия Департамента, выразившиеся в неуказании в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" границ, в пределах которых разрешается возведение объектов капитального строительства.
Обязал повторно рассмотреть заявление ФИО7 от 08.12.2020 о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 53 449 кв.м, расположенного в ЗАО "С.Перовской" в г. Севастополе.
В кассационной жалобе Департамент просит об отмене апелляционного определения, как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
На кассационную жалобу ФИО7 поданы возражения с просьбой оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд исходил из того, что при подготовке ГПЗУ Департаментом было установлено, что рассматриваемый земельный участок полностью расположен в зоне сельскохозяйственного назначения: виноградники, плодовые сады и т.д. По данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности участок расположен в зоне сельскохозяйственных угодий, что исключает возведение на нем любого рода строений.
В этой связи признал законными действия уполномоченного органа.
В ходе повторного апелляционного пересмотра дела, судебная коллегия, выполнив указания определения Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2022, пришла к выводу о незаконности действий Департамента, поскольку сельскохозяйственное использование земельного участка, наряду с иным, включает в себя размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Кассационный суд с апелляционным определением, как постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона, соглашается.
Согласно части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).
Состав информации, содержащейся в ГПЗУ, закреплен в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ. В нем, в частности, должна содержаться информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок; а также об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования (часть 2 статьи 7 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Из содержания пункта 2 статьи 77 ЗК РФ следует, что в составе земель сельскохозяйственного назначения помимо прочего выделяются земли, занятые объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (часть 1 статьи 79 ЗК РФ).
В соответствии с Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельного участка, являющейся Приложением к Порядку определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержденному Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП "Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя", вид использования земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством Украины - для ведения товарного сельскохозяйственного производства, соответствует виду разрешенного использования земельного участка 1.0 "Сельскохозяйственное использование".
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, содержание такого вида разрешенного использования, как сельскохозяйственное использование, наряду с иным включает в себя и размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Материалами дела подтверждается, что ФИО7 на основании договора купли-продажи от 10.09.2020 является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 53 449 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" категория не установлена, вид разрешенного использования - для ведения товарного сельскохозяйственного производства. Данные сведения содержатся в выписке из ЕГРН по состоянию на 27.05.2022.
21.12.2020 Департаментом выдан градостроительный план названного земельного участка без указания границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства.
В ГПЗУ изложены сведения о том, что границы, в пределах которых разрешается возведение объектов капитального строительства, на чертеже не указаны в связи с расположением участка на территории земель сельскохозяйственного назначения - сельскохозяйственных угодий по данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).
Упомянутая выше выписка из ЕГРН свидетельствует о присвоении земельному участку вида разрешенного использования, не исключающего размещение на нем зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, вывод судебной коллегии является верным, законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, являются следствием неправильного толкования материального закона, в связи с чем не могут являться основанием для отмены апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 14.06.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26.09.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.