Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Мальмановой Э.К. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Биджамовой Д.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 1 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Биджамовой Д.Н. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения представителя Биджамовой Д.Н. и Танага С.С. по доверенности Лабутиной В.Н, представителя Биджамовой Д.Н. по доверенности Негодаевой О.А, настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы, представителя администрации Щепкинского се льского поселения Аксайского района Ростовской области по доверенности Мацакяна А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Биджамова Д.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным уведомления администрации Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области от 22 сентября 2021 года N 374 о несоответствии параметров, указанных в уведомлении Биджамовой Д.Н. от 20 сентября 2021 года о планируемом строительстве объекта индивидуального строительства.
Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 22 февраля 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 1 июня 2022 года судебное решение отменено с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной Биджамовой Д.Н. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 29 июля 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 6 сентября 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения представителя Биджамовой Д.Н. и Танага С.С. по доверенности Лабутиной В.Н, представителя Биджамовой Д.Н. по доверенности Негодаевой О.А, настаивавших на требованиях кассационной жалобы, представителя администрации Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области по доверенности Мацакяна А.А, полагавшего апелляционное определение законным, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, начиная с 31 июля 2020 года Биджамовой Д.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 61:02:0600006:6088, категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", площадь 500 кв. м, расположенный по адресу: "адрес".
Указанный земельный участок образован при разделе земельного участка с кадастровым номером N площадью 100 000 кв. м.
Биджамова Д.Н. обратилась 20 сентября 2021 года в администрацию Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального строительства на принадлежащем ей земельном участке.
Администрацией Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области 22 сентября 2021 года заявителю направлено уведомление N 374 о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства. Указано, что земельный участок, принадлежащий Биджамовой Д.Н, согласно Правилам землепользования и застройки Щепкинского сельского поселения, расположен в зоне Ж-2/1 - зона развития малоэтажной застройки, которая выделена для формирования благоприятных условий развития новых территорий для жилого строительства. Размещение объектов капитального строительства осуществляется при условии обязательной подготовки документации по планировке территории, тогда как в отношении рассматриваемого земельного участка документация по планировке территории отсутствует.
Статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подается застройщиком в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Исчерпывающие основания направления уполномоченным органом уведомления о несоответствии (далее - уведомление о несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке предусмотрены частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
К числу таких отнесено несоответствие предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 1); размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории. При этом в отношении земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, выдача градостроительного плана земельного участка допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).
К элементам планировочной структуры относятся часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы) (пункт 35 статьи 1 ГрК РФ). Конкретные виды элементов планировочной структуры установлены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года N 738/пр, к которым помимо указанных выше элементов также относятся территория общего пользования, в том числе улично-дорожная сеть.
В силу пункта 2 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае необходимости установления, изменения или отмены красных линий.
Красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).
К территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2021 года N 815 утвержден "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*".
Согласно пункту 5.2 Свода правил планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам, требованиям безопасности и доступности для МГН.
При планировании развития населенного пункта следует обеспечивать сбалансированное развитие территории и транспортных сетей. Проектировать транспортную сеть и улично-дорожную сеть городских и сельских поселений следует в виде единой системы в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающей удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети (пункт 11.1 Свода правил).
Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки (пункт 11.4 Свода правил).
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что отсутствие документации по планировке территории, исключает возможность направления уполномоченным органом застройщику уведомления о соответствии предельным параметрам разрешенного строительства, установленным документацией по планировке территории.
Биджамовой Д.Н. 20 сентября 2021 года подано в администрацию уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 61:02:0600006:6088. При этом отсутствует утвержденный проект планировки территории и соответственно установленные красные линии. Вместе с тем Правила землепользования и застройки Щепкинского сельского поселения, утвержденные решением Собрания депутатов Аксайского района от 11 ноября 2019 года N 426, содержит обязательное требование о том, что размещение объектов капитального строительства осуществляется при условии подготовки документации по планировке территории.
Доводы Биджамовой Д.Н. о том, что орган местного самоуправления в целях обеспечения надлежащего предоставления заявителю услуги должен самостоятельно организовать разработку и подготовку документации по планировке территории (без соответствующих предложений) правомерно отклонены, поскольку в рассматриваемом случае речь идет о земельном массиве площадью 100 000 кв. м, который был разделен его предыдущим собственником на отдельные земельные участки и предназначен в перспективе для массовой жилой застройки. Земельный массив, разделенный на отдельные земельные участки был продан Танага С.С, который в свою очередь продал отдельные земельные участки физическим лицам, остальные земельные участки находятся в его собственности, в том числе и земельные участки с признаками элементов улично-дорожной сети и других элементов планировочной структуры. Для урегулирования вопросов по планировке территории, в том числе той территории, на которой находится земельный участок Биджамовой Д.Н, администрацией Аксайского района был разработан Порядок подготовки документации по планировке территории и принятия решения об утверждении документации по планировке территории Аксайского муниципального района.
Биджамова Д.Н, наряду с другими собственниками земельных участков, входящих в данный земельный массив, самостоятельно, либо совместно, не лишены возможности обратиться, в соответствии с вышеуказанным Порядком, за утверждением документации по планировке территории.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об отмене решения районного суда и отказе в удовлетворении требований иска.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судом не было допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 1 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 10 ноября 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Э.К. Мальманова
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.