Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Русакова А.Е. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гераскевича П.С. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 12 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 5 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Гераскевича П.С. об оспаривании решений органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя Гераскевича П.С. по доверенности Куприяненко А.В, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гераскевич П.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 12 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 5 апреля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной Гераскевичем П.С. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска либо направлении дела на новое рассмотрение в районный суд.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 11 августа 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 2 сентября 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя Гераскевича П.С. по доверенности Куприяненко А.В, настаивавшего на требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 16 марта 2021 года Гераскевич П.С. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права собственности на четыре земельных участка, расположенных в п. Олива г. Ялта Республики Крым.
Уведомлениями государственных регистраторов от 27 и 30 апреля 2021 года заявителю отказано в государственной регистрации прав в связи с тем, что земельные участки входят в зону с особыми условиями использования территории - зону охраняемого объекта (государственных резиденций).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, перечислен в части 2 данной статьи и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит, в частности должны быть представлены документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29).
Государственная регистрация прав приостанавливается по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 данного Федерального закона. Если причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного Закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственной регистрации права отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27).
На основании пункта 9 части 1 указанной статьи осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
В соответствии с названной статьей 27 в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Уведомлениями о приостановлении государственной регистрации от 27 и 29 марта 2021 года приостановлена государственная регистрация прав на земельные участки по заявлению Гераскевича П.С. на основании пункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", в связи с не поступлением ответов на межведомственные запросы, направленные в Службу охраны Республики Крым Федеральной службы охраны России.
Согласно ответам Федеральной службы охраны Российской Федерации земельные участки, в отношении которых поданы заявления, к землям Службы охраны в Крыму ФСО России не относятся и не примыкают к ним. Вместе с тем земельные участки входят в зону городских лесов согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённому решением 75 сессии Ялтинского городского совета от 3 декабря 2018 года N 3, а также Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённым решением 85 сессии Ялтинского городского совета от 19 июля 2019 года N 16. Земельные участки находятся в территориальной зоне ТЗ-16-35, которая предусматривает, что видом разрешённого использования земельных участков, расположенных в указанной зоне, является "охрана природных территорий" (код 9.1). Кроме того, указанные земельные участки входят в границы зоны охраняемого объекта как зоны с особыми условиями использования территории, на территории которой индивидуальное строительство новых зданий, строений, сооружений запрещено.
Уведомлением государственного регистратора Кульченкова С.А. от 27 апреля 2021 года N КУВД-001-2021-9370744/2 отказано в государственной регистрации прав, в связи с отсутствием оснований для осуществления государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 90:25:080201:62, имеющий вид разрешённого использования "индивидуальное жилищное строительство", который расположен на территории, в границах которого строительство запрещено - в зоне городских лесов и в зоне охраняемого объекта.
Уведомлением государственного регистратора Бекирова Э.А. от 27 апреля 2021 года N КУВД-001/2021-9399195/2 отказано в государственной регистрации прав, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером N входит в границы зоны охраняемого объекта как зоны с особыми условиями использования территории, на территории которой индивидуальное строительство новых зданий, строений, сооружений запрещено.
Уведомлением государственного регистратора Кучеренко А.А. от 27 апреля 2021 года N КУВД-001/2021-9371439/2 отказано в государственной регистрации прав, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером N входит в границы зоны охраняемого объекта согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 июня 2006 года N 384 "Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласовании градостроительных регламентов для таких зон" и ФСО России возражает в проведении регистрации права на указанный объект недвижимого имущества.
Уведомлением государственного регистратора Бекирова Э.А. от 30 апреля 2021 года N КУВД-001/2021-9368048/2 отказано в государственной регистрации прав, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером N входит в границы зоны охраняемого объекта как зоны с особыми условиями использования территории, на территории которой индивидуальное строительство новых зданий, строений, сооружений запрещено - в зоне городских лесов и в зоне охраняемого объекта.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 405 от 5 мая 2014 года утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - Положение N405).
В соответствии с пунктом 4 вышеуказанного Положения, запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2019 N 1132 утверждено Положение о зоне охраняемого объекта, которое определяет порядок установления, изменения и прекращения существования зоны охраняемого объекта как одного из видов зон с особыми условиями использования территорий (далее - Положение N1132).
Под охраняемыми объектами понимаются объекты в значении, установленном Федеральным законом "О государственной охране".
Зона охраняемого объекта устанавливается бессрочно для исключения причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов, в том числе в отношении вновь создаваемого объекта (планируемого к строительству) или в случае реконструкции охраняемого объекта (пункт 1 Положения N1132).
Согласно пункту 2 Положения N 1132 размер зоны охраняемого объекта и её границы определяются с учётом размера земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, застройки земельного участка и застройки вокруг него, рельефа местности, а также с учётом иных условий, обеспечивающих безопасность объектов государственной охраны и охраняемых объектов.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, ограничиваются в обороте.
При этом земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно кадастровой выписке о территориальной зоне, зоне с особыми условиями использования территории, территории объекта культурного наследия, включённого в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, учетный номер: 90.25.2.18 от 27 марта 2017 года, режим использования земельных участков установлен Приказом Службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации N 646 от 29 декабря 2016 года.
Поименованные земельные участки находятся в границах зоны охраняемого объекта, следовательно, государственными регистраторами правомерно прияты оспариваемые решения.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 12 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 5 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 17 ноября 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Русаков
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.