Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Капункина Ю.Б, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу председателя Русаковского сельского совета - главы администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым Панина А.И, поступившую в суд первой инстанции 08 сентября 2022 года, на решение Советского районного суда Республики Крым от 07 декабря 2021 года и апелляционное определение судебного коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 22 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым к территориальному отделу по Белогорскому, Советскому и Нижнегорскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю о признании предписания незаконным.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым к территориальному отделу по Белогорскому, Советскому и Нижнегорскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю о признании предписания N 19-01451-01 от 20 июня 2021 года незаконным.
Решением Советского районного суда Республики Крым от 07 декабря 2021 года в удовлетворении административного искового заявления администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 22 марта 2022 года оставлено без изменения решение Советского районного суда Республики Крым от 07 декабря 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, председатель Русаковского сельского совета - глава администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым - Панин А.И. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования.
От председателя Русаковского сельского совета - главы администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым - Панина А.И. поступили дополнения к кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 20 июня 2021 года начальником Территориального отдела по Белогорскому, Советскому и Нижнегорскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республики Крым и городу Севастополю Вознюк Г.М. вынесено предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий N 19-01451-01, адресованное администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, а именно об обеспечении проведения заключительной дезинфекционной работы в очаге новой коронавирусной инфекции "адрес" с установлением срока после выздоровления заболевших.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации осуществлением мероприятий по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённый постановлением Правительства Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
В связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции с учётом особенностей развития эпидемической ситуации при COVID-19, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации изданы постановления N 3 от 31 января 2020 года "О проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", N 6 от 13 марта 2020 года "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019", Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Указанные мероприятия включают, в том числе, организацию юридическими лицами мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий деятельности организаций, устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
В силу положений пункта 1 статьи 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Пунктом 17.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 "Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13" установлено, что в целях предупреждения распространения возбудителей инфекций от больных (носителей) с их выделениями и через объекты внешней среды, имевших контакт с больными (носителями), в эпидемических очагах проводятся дезинфекционные мероприятия, обеспечивающие прерывание механизма передачи инфекционного агента и прекращение развития эпидемического процесса.
В соответствии с пункт ом 17.2 в эпидемических очагах проводятся текущая и заключительная дезинфекция, дезинвазия, дезинсекция и дератизация.
Заключительная дезинфекция проводится после изоляции (госпитализации) больного (пункт 17.4).
В силу пункта 4.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заключительную дезинфекцию проводят после убытия (госпитализации) больного или по выздоровлению больного (при лечении на дому). Для обработки используют средства из группы хлорактивных и кислородактивных соединений. При обработке поверхностей в помещениях применяют способ орошения или аэрозольный метод. Мягкий инвентарь, постельное белье подвергают камерной дезинфекции. Вентиляционные системы обрабатывают аэрозольным или "дымовым" способом. Воздух в отсутствие людей следует обрабатывать с использованием открытых ультрафиолетовых облучателей, аэрозолей дезинфицирующих средств (пункт 6.4 вышеуказанного постановления).
В соответствии со статьей 50 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регламентированы права должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (часть 2 статьи 50 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322 утверждены Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Пунктом 5.1 указанного Положения предусмотрено, что Федеральная службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.
Согласно пункту 6.5 Положения в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная службы имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
В силу пункта 6 статьи 17 Федерльного закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов относится, в частности, реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболевания.
Согласно пункту 10 статьи 5 Устава муниципального образования Русаковское сельское поселение Белогорского района Республики Крым к вопросам местного значения Поселения относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Поселения.
При изложенных обстоятельствах, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что предписания начальника Территориального отдела по Белогорскому, Советскому и Нижнегорскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республики Крым и городу Севастополю Вознюк Г.М. от 20 июня 2021 года N 19-01451-01 является законным, поскольку административный ответчик действовал в порядке и способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Ссылка в кассационной жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не может являться основанием для отмены обжалованных судебных актов, так как данное постановление суда было вынесено на основании доказательств, имеющихся в материалах административного дела. При рассмотрении данного дела судами сделан правильный вывод о законности предписания на основании имеющихся в данном деле доказательств.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда Республики Крым от 07 декабря 2021 года и апелляционное определение судебного коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 22 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 24 ноября 2022 года
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Ю.Б. Капункин В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.