Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 ноября 2005 г. N А56-6460/2005
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 июля 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Боглачевой Е.В., при участии в судебном заседании от федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление Ленинградского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" юрисконсульта Якимова А.Г. (доверенность от 21.07.2005 N 17), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу заместителя начальника юридического отдела Зедера Р.В. (доверенность от 12.09.2005 N 03-05/13975),
рассмотрев 25.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2005 по делу N А56-6460/2005 (судья Пилипенко Т.А.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Строительное управление Ленинградского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГУП "Строительное управление") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция) от 29.10.2004 N 4 об отмене реструктуризации задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам.
Решением суда от 07.07.2005 заявление ФГУП "Строительное управление" удовлетворено.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и отправить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, правопредшественник заявителя - федеральное государственное унитарное предприятие "Северо-Западное строительное управление специального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГУП "Северо-Западное строительное управление"), несмотря на внесение записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении его деятельности в связи с реорганизацией в форме разделения, фактически продолжало осуществлять хозяйственную деятельность, в связи с чем налоговый орган обоснованно принял решение об отмене реструктуризации задолженности в отношении данной организации.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель ФГУП "Строительное управление" их отклонил.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 решением от 19.04.2002 N 33 налоговый орган провел реструктуризацию задолженности государственного унитарного предприятия "Строительное управление Ленинградского Военного округа Минобороны Российской Федерации" (далее - ГУП "Строительное управление") по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам и утвердил график погашения реструктурируемой задолженности.
В пункте 4 названного решения отражено, что ГУП "Строительное управление" утрачивает право на реструктуризацию задолженности перед каждым социальным внебюджетным фондом при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) и (или) при невыполнении графика погашения задолженности перед соответствующими фондами.
В связи с нарушением налогоплательщиком указанного положения Инспекция приняла решение от 29.10.2004 N 4 об отмене решения от 19.04.2002 N 33 о реструктуризации задолженности и восстановила суммы задолженности по налогам и сборам.
ФГУП "Строительное управление" не согласилось с решением от 29.10.2004 N 4 и обжаловало его в арбитражный суд. В обоснование требований налогоплательщик указал на то, что данное решение налогового органа принято в отношении несуществующего юридического лица - ФГУП "Северо-Западное строительное управление", поскольку в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о его прекращении путем реорганизации. Налогоплательщик также считает, что решение об отмене реструктуризации принято неуполномоченным налоговым органом, так как заявитель поставлен на учет по месту нахождения в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Санкт-Петербургу (далее - Межрайонная инспекция N 5). Кроме того, ФГУП "Строительное управление" ссылается на своевременное погашение им реструктурированной задолженности в соответствии с утвержденным графиком.
Суд первой инстанции согласился с доводами налогоплательщика и удовлетворил заявленные требования.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации.
Согласно приведенной норме Правительство Российской Федерации постановлением от 01.10.2001 N 699 утвердило Порядок проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года (далее - Порядок проведения реструктуризации).
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 право на реструктуризацию задолженности реорганизованной организации, предоставленное в соответствии с указанным постановлением, сохраняется за правопреемником (правопреемниками) организации.
Как видно из материалов дела, ФГУП "Северо-Западное строительное управление" в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 11.04.2003 N 1123 реорганизовано путем разделения на два федеральных государственных унитарных предприятия: "Строительное управление Ленинградского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" и "Военно-морское строительное управление Северного флота Министерства обороны Российской Федерации". Согласно свидетельству серии 78 N 005438552 в единый государственный реестр юридических лиц 29.04.2004 внесена запись о прекращении деятельности ФГУП "Северо-Западное строительное управление" путем реорганизации в форме разделения.
Следовательно, в силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 ФГУП "Строительное управление" является правопреемником ФГУП "Северо-Западное строительное управление" по реструктурированным платежам.
Пунктом 5 Порядка проведения реструктуризации предусмотрено, что организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу), если иное не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699.
Согласно пункту 6 Порядка проведения реструктуризации при возникновении обстоятельств, предусмотренных абзацем первым пункта 5 названного Порядка, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия и о принятии предусмотренных законодательством мер ко взысканию задолженности.
Как видно из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого решения налогового органа послужило несвоевременное внесение ФГУП "Строительное управление" текущих платежей. Инспекция в жалобе ссылается на наличие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела документы, сделал вывод о том, что налоговый орган не доказал наличие оснований для отмены решения о реструктуризации задолженности от 19.04.2002 N 33, предусмотренных пунктом 4 этого решения.
Суд признал несостоятельной ссылку налогового органа на требование от 06.10.2004 N 0409003736, поскольку Инспекция документально не подтвердила факт направления данного требования налогоплательщику. В материалах дела отсутствует требование от 06.10.2004 N 0409003736 об уплате налога на сумму 29 143 501 руб., на которое ссылается Инспекция в своем отзыве на заявление ФГУП "Строительное управление" (лист дела 29).
Суд первой инстанции оценил надлежащим образом имеющиеся в материалах дела доказательства и отклонил доводы налогового органа о несоблюдении налогоплательщиком условий проведения реструктуризации или нарушении им графика погашения реструктурированной задолженности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о несоблюдении ФГУП "Строительное управление" графика погашения задолженности либо несвоевременной или неполной уплаты им налогов и сборов в течения действия решения о реструктуризации от 19.04.2002 N 33.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно не принял во внимание ссылки Инспекции на несвоевременную или неполную уплату заявителей налогов и сборов, поскольку налоговый орган в соответствии с требованиями статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал данные обстоятельства.
Поскольку налоговый орган не представил доказательства нарушения ФГУП "Строительное управление" сроков уплаты текущих платежей, а также графика погашения реструктурируемой задолженности, у Инспекции отсутствовали законные основания для принятия решения о прекращении права на реструктуризацию задолженности в соответствии с пунктом 7 Порядка проведения реструктуризации. Суд правильно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным.
Довод жалобы налогового органа о том, что реорганизация ФГУП "Северо-Западное строительное управление" фактически не была закончена в апреле 2004 года, а продолжалась в течение 2004 года и первого полугодия 2005 года, не основан на материалах дела. Этот довод опровергается свидетельством Инспекции от 29.04.2004 серии 78 N 005438552 о прекращении деятельности названного юридического лица.
Кроме того, налоговый орган не оспаривает, что государственная регистрация вновь возникших юридических лиц произведена одновременно с внесением записи о прекращении деятельности ФГУП "Северо-Западное строительное управление", а следовательно, в силу пункта 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация считается завершенной.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает решение суда первой инстанции от 07.07.2005 законным, в связи с чем не находит оснований для его отмены или изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2005 по делу N А56-6460/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Е.В. Боглачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2005 г. N А56-6460/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника