Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Капункина Ю.Б, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Чередниченко Ю.В. по доверенности Горбачева П.А, поступившую в суд первой инстанции 29 сентября 2022 года, на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 11 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 18 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Чередниченко Ю.В. к государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратор Луневой Е.А. о признании незаконным решения о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета, о понуждении исправить реестровую ошибку.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чередниченко Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратор Луневой Е.А. о признании незаконным решения о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета, о понуждении исправить реестровую ошибку.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 11 мая 2022 года административное исковое заявление Чередниченко Ю.В. оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 18 июля 2022 года оставлено без изменения решение Черноморского районного суда Республики Крым от 11 мая 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Чередниченко Ю.В. по доверенности Горбачев П.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 08 февраля 2022 года Чередниченко Ю.В. через своего представителя Горбачева П.А. подал заявление в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о государственном кадастровом учете здания с кадастровым номером N, площадью 70, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в части государственного кадастрового учета осуществить учет изменений в связи с направлением реестровой ошибки.
10 февраля 2022 года Государственным регистратором Государственного комитета по государственной Республики Крым Лунёвой Е.А. в адрес Чередниченко Ю.В. направлено уведомление NКУВД-001/2022-4650124/1 о приостановлении государственного кадастрового учёта в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с требованиями предоставить технический план в качестве дополнительного документа и сообщением о том, что в целях устранения причин приостановления необходимо с заявлением об изменение основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав обратиться всем собственникам объекта недвижимости.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 21 апреля 2022 года жилому дому, расположенному по адресу: "адрес", площадью 35 кв.м, 28 мая 2015 года присвоен кадастровый номер N за Чередниченко Ю.В. зарегистрировано право общей долевой собственности на 11/20 долей.
Также из иных выписок Единого государственного реестра недвижимости от 21 апреля 2022 года следует, что по адресу: "адрес" расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами N - многоквартирный дом, площадью 70, 8 кв.м, N - квартира на первом этаже, площадью 35 кв.м, 90:14:010102:7972 - квартира на первом этаже, площадью 35, 8 кв.м.
Согласно с предоставленной информацией Филиала ГУП РК "Крым БТИ" в городе Евпатория от 29 октября 2021 года, объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Республика Крым, Черноморский район, пгт. Черноморское, пер. Южный, д. 2/36 состоит из жилого дома лит. "А", общей площадью 70, 8 кв.м, жилой площадью - 40, 4 кв.м.
При этом, согласно представленного Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым договора купли-продажи от 27 августа 1992 года, Черноморский Поссовет продал, а Бондарь Г.Д. купила 11/20 долей жилого дома, расположенного в целом на земельном участке, мерою 1029 кв.м, в Республика Крым, "адрес" Дом в целом жилой площадью 40, 4 кв.м и состоит из: жилого литера "А", сараев под лит. "Б", "в", летней кухни под лит. "В", погреба под лит. "Г", уборной под лит. "Уб" и сооружений. В конкретное пользование ФИО13 в жилом доме лит. "А" квартира N 2 с пом. N1, 2, 3, 4, 5, 6, 1/2 часть сарая лит. "Б", летняя кухня лит. "В", сарай лит. "в", погреб лит. "Г", 11/20 доля жилого дома жилой площадью 20, 0 кв.м.
Из материалов дела также следует, что квартира N 1 "адрес", общей площадью 35, 8 кв.м, на праве частной собственности предоставлена Мироненко И.Ф, что подтверждается свидетельством о праве собственности на жилье, выданным 16 января 1995 года.
Указанное также следует из схематического плана земельного участка и плана усадьбы и строений домовладения.
Согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости") отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, подлежащего такому учёту согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" закона предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Основания государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав установлены статьей 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 7.3 части 2 поименованной статьи 7.3 технический план (при государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учёте в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершённого строительства; при государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учёте помещений или машино-мест в здании, сооружении).
Согласно пункта 4 части 2 статьи 15 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", при осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершённого строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Из части 1 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" следует, что техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трёх рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трёх рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечёт за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности её исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днём истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учёта до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечёт за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:
1) осуществления государственного кадастрового учёта в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта соответствующего объекта недвижимости;
2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;
3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
При этом, в соответствии с частью 4 названной статьи в случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Положение N164), согласно которому основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставление услуг в данной сфере.
Таким образом, вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены в статье 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 5 части 1 данной статьи осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Указанный пункт послужил основанием для приостановления государственного кадастрового учёта.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к верному выводу о том, что фактически Бондарь Г.Д. купила квартиру N 2, находящуюся в жилом доме "адрес", что составляет 11/20 доли жилого дома, жилой площадью 20, 0 кв.м, а квартира N 1 в "адрес", на праве частной собственности принадлежит Мироненко И.Ф. в связи с чем, исправление технической ошибки в записях или, как полагает истец, реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателя фактической доли домовладения, оформленной в виде квартиры "адрес". При этом установлено, что параметры здания (домовладения), его частей не изменены, изменение площади произошло из-за ошибки в указании общей площади дома, что не относится к изменениям объекта капитального строительства, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований Чередниченко Ю.В. было отказано в полном объеме.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черноморского районного суда Республики Крым от 11 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 18 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 24 ноября 2022 года
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Ю.Б. Капункин В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.