Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Волгина А.Н. по доверенности Чертова В.А, поступившую в суд первой инстанции 10 октября 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Волгина А.Н. к межмуниципальному отделу по Апшеронскому и Белореченскому районам управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Белореченск) о признании незаконным уведомление NКУВД-001/2021-43301369/1 от 25 октября 2021 года и обязании снять земельный участок с кадастровым номером N с государственного кадастрового учёта.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Волгина А.Н. по доверенности Чертова В.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Волгин А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к межмуниципальному отделу по Апшеронскому и Белореченскому районам управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Белореченск) о признании незаконным уведомление NКУВД-001/2021-43301369/1 от 25 октября 2021 года и обязании снять земельный участок с кадастровым номером N с государственного кадастрового учёта.
Решением Белореченского районного суда Краснодарского края от 11 марта 2022 года административные исковые требования Волгина А.Н. удовлетворены.
Судом признано незаконным и отменено уведомление NКУВД-001/2021-43301369/1 от 25 октября 2021 года и уведомление от 25 января 2022 года NКУВД-001/2021-43301369/3 Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Межмуниципального отдела по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю (Белореченск).
Суд обязал управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Межмуниципального отдела по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю (Белореченск) устранить допущенные нарушения в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Также суд обязал управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Межмуниципального отдела по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю (Белореченск) сообщить об исполнении решения суда в Белореченский районный суд Краснодарского края и Волгину ФИО7 в течение 10 дней со дня устранения допущенных нарушений.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 августа 2022 года отменено решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 11 марта 2022, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Волгину А.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Волгина А.Н. по доверенности Чертов В.А. просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решения суда первой инстанции.
В судебном заседание суда кассационной инстанции участвовал представитель Волгина А.Н. - Чертов В.А, доводы кассационной жалобы поддерживал, настаивал на отмене апелляционного определения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Волгину А.Н. на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, площадь: 136 000 кв.м. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН от 26 октября 2021 года N99/2021/426920384.
В целях раздела земельного участка на два самостоятельных земельных участка, административный истец подготовил решение о разделе земельного участка, межевой план образуемых в результате раздела земельных участков, и направил данные документы, вместе с заявлением о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права на вновь образованные земельные участки в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, что подтверждается описью принятых документов NMFC-0547/2021-43827-1 от 06 сентября 2021 года.
22 сентября 2021 года уведомлением N NКУВД-001/2021-36954510/1, Волгин А.Н. был извещен о приостановлении совершения регистрационных действий по его заявлению, в связи с тем, что границы принадлежащего ему земельного участка пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером N
Согласно выписки на земельный участок с кадастровым номером 23:39:0901005:147 от 23 сентября 2021 года N99/2021/419466968 данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 23 ноября 2004 года как ранее учтенный земельный участок. При этом сведения о правообладателях земельного участка и сведения об объектах недвижимости расположенных на земельном участке, в ЕГРН отсутствует.
Согласно материалам дела, Волгин А.Н, считая, что имеются основания для снятия земельного участка с кадастрового учёта, направил административному ответчику заявление о снятии земельного участка с кадастровым номером N с кадастрового учёта. Данное обстоятельство подтверждается описью документов NMFC-0547/2021-50596-1 от 15.10.2021 года.
25 октября 2021 года уведомлением NКУВД-001/2021-43301369/1, административный истец был извещён о приостановлении совершения регистрационных действий по его заявлению, в связи с отсутствием законных оснований для снятия земельного участка с кадастровым номером N с государственного кадастрового учёта.
25 января 2022 года уведомлением NКУВД-001/2021-43301369/3, административный истец был извещён об отказе в совершении регистрационных действий по его заявлению, в связи с не устранением причин послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учёта.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение, которым отказывая в удовлетворении административных исковых требований Волгину А.Н, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером N, не является преобразуемым, в связи с чем не подлежит снятию с кадастрового учета в порядке статьи 72 Федерально закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также земельный участок с кадастровым номером N является обособленным и входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:39:0908000 (данные сведения о местоположении границ обособленного земельного участка внесены в кадастр недвижимости, в соответствии с каталогом поворотных точек границ земельных участков кадастрового квартала 23:39:0908000, хранящегося в реестровом деле единого землепользования с кадастровым номером N).
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О едином государственном реестре недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В соответствии с частью 7 статьи 72 Закона о регистрации, временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года, сохраняется до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из ЕГРН в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в ЕГРН сведения о котором носят временных характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могу быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объекта недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, согласно которому если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что согласно информации, представленной межмуниципальным отделом по Апшеронскому и Белореченскому районам управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, обособленный земельный участок с кадастровым номером N входящий в состав единого землепользования N (земли совхоза Пшехский), постановлением главы администрации города Белореченска Краснодарского края N 1392 от 11 ноября 1994 года передан в собственность пайщикам, следовательно, снятие с кадастрового учета обособленного участка повлечет нарушение законных интересов собственников данного участка, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований Волгину А.Н. правомерно отказано.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателей не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобе и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 06 декабря 2022 года
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. Усенко В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.