Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Капункина Ю.Б, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар, поступившую в суд первой инстанции 12 октября 2022 года, на решение Первомайского районного суда города Краснодар от 28 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Никитенко А.Е. к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа органа местного самоуправления, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения Никитенко А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Никитенко А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа органа местного самоуправления, возложении обязанности.
Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 28 марта 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
Судом признано незаконным бездействие администрации города Краснодара выраженного в нарушение отведенных Административным регламентом сроков рассмотрения заявления на оказание муниципальных услуг.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 июля 2022 года оставлено без изменения решение Первомайского районного суда города Краснодара от 28 марта 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации муниципального образования город Краснодар Кусакина М.О. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Никитенко А.Е. возражал доводам кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, 22 ноября 2021 года Никитенко А.Е. подано в администрацию муниципального образования города Краснодар заявление о предварительном согласовании в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ предоставления земельного участка, площадью 1277 кв.м, в аренду сроком на 20 лет из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес" предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства.
Письмом от 14 декабря 2021 года N3510-026/21 департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования города Краснодар сообщил Никитенко А.Е. о направленных запросах в структурные подразделения администрации муниципального образования города Краснодар для проработки градостроительной возможности образования испрашиваемого земельного участка с целью его дальнейшего предоставления.
В письме от 22 февраля 2022 года года N3313/26 департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования города Краснодар отказал Никитенко А.Е. в удовлетворении его заявления, указав, что приложенная к заявлению схема не соответствует утвержденным Минэкономразвития России форме, формату и требованиям к её подготовке.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
На основании пункта 3 статьи 44 Устава муниципального образования город Краснодар, принятого Решением городской Думы Краснодара от 21 апреля 2011 года N 11 пункт 6, администрация муниципального образования город Краснодар в области использования земли осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 19 февраля 2018 года N 603 утвержден административный регламент предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности" (далее - Административный регламент).
На основании пункта 14 Административного регламента результатами предоставления муниципальной услуги являются: 1) решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и отсутствуют иные заявления граждан заинтересованных в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок; 2) решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка; 3) решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду наличия иных заявлений граждан, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 15.1 Административного регламента установлено, что принятие решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка либо опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных в заявлении целей, которое размещается на официальном сайте Российской Федерации http://www.torgi.gov.ru, на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара http://www.krd.ru - не более 30 дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 16 Административного регламента общий срок предоставления муниципальной услуги составляет в случае наличия основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка - 30 дней.
Из вышеприведенного ответа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования города Краснодар от 22 февраля 2022 года N3313/26 усматривается, что основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка имелись.
Вместе с тем, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка либо опубликование извещения о предоставлении земельного участка по заявлению, поступившему 22 ноября 2021 года, должно было быть принято в срок до 22 декабря 2021 года.
Как верно указано судами нижестоящих инстанций, в то же время Административным регламентом не предусмотрено случаев продления срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришли к верному выводу о том, что администрацией муниципального образования город Краснодар допущено незаконное бездействие, выраженное в нарушении отведенных Административным регламентом сроков рассмотрения заявления на оказание муниципальной услуги.
Вместе с тем необходимо так же отметить, что заявление административного истца Никитенко А.Е. о предоставлении муниципальной услуги фактически было рассмотрено административным ответчиком после обращения в суд 28 января 2022 года с административным исковым заявлением - отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования города Краснодар от 22 февраля 2022 года N3313/26.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда города Краснодар от 28 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 24 ноября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Ю.Б. Капункин В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.