Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Ленинского поселения Аксайского района Ростовской области, поступившую в суд первой инстанции 30 сентября 2022 года, на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 22 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 22 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Аксайского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского сельского поселения Аксайского района об оспаривании бездействий.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Руденко М.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Аксайского района Ростовской области Коломойцев Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением, в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Ленинского сельского поселения Аксайского района об оспаривании бездействий.
Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 22 марта 2022 года административные исковые требования прокурора Аксайского района Ростовской области удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействия администрации Ленинского сельского поселения по организации погребения и похоронного дела в соответствии с требованиями закона.
Суд обязал администрацию Ленинского сельского поселения разработать и утвердить нормативный правовой акт, регулирующий порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, создать специализированную службу на территории Ленинского сельского поселения.
Также суд обязал администрацию Ленинского сельского поселения выполнить мероприятия по содержанию муниципального кладбища, представляющего собой объект капитального строительства с кадастровым номером N, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N, оборудовав его системой водоснабжения и водоотведения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 22 июня 2022 года решение Аксайского районного суда Ростовской области от 22 марта 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации Ленинского сельского поселения Арвеладзе О.В. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований прокурора Аксайского района Ростовской области отказать в полном объеме.
В судебном заседании кассационной инстанции участвовала прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Руденко М.В, доводам кассационной жалобы возражала, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной прокуратурой Аксайского района проверкой исполнения административным ответчиком требований федерального законодательства при реализации полномочий в сфере погребения и похоронного дела. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Ленинского сельского поселения функционирует муниципальное кладбище, представляющее собой объект капитального строительства с кадастровым номером N, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N. Указанное кладбище не оборудовано системой водоснабжения. Так же администрацией Ленинского сельского поселения Аксайского района не принят нормативный правовой акт, регулирующий порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Удовлетворяя административные исковые требования прокурора Аксайского района Ростовской области, суд первой инстанции, с выводами которого соглашается суд апелляционной инстанции, пришел к верному выводу о том, что на территории муниципального образования "Ленинское сельского поселения Аксайского района Ростовской области" отсутствует специализированная служба по похоронному делу, которая в соответствии с указанным законодательством должна быть создана администрацией Ленинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области. При этом администрацией Ленинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области не принят нормативный правовой акт, регулирующий порядок деятельности указанной специализированной службы, а также не организовано водоснабжение и водоотведение муниципального кладбища, расположенного в хуторе Ленина Аксайского района.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантируются права на судебную защиту прав, свободу человека и гражданина, а также согласно статье 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают мастные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населения муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1.1 статьи 12 Областного закона Ростовской области от 28 декабря 2005 года N 436-3C "О местном самоуправлении в Ростовской области" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.
Создание специализированных служб предусмотрено статьями 9 и 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Согласно статье 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Согласно пункту 64 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 на кладбище и других объектах похоронного назначения" их владельцем должна быть оборудована система водоснабжения и водоотведения для нужд данных объектов.
Указанными санитарными правилами установлено, что при устройстве кладбища должны предусматриваться: водоупорный слой; система дренажа; обваловка территорий кладбища; разделение территорий кладбища на зоны; ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений; водоснабжение, водоотведение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории; подъездные пути и автостоянки.
Создание специализированных служб предусмотрено статьями 9 и 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что администрацией Ленинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области не исполнена возложенная на него обязанность по исполнению требований законодательства о создании специализированной службы по похоронному делу, что нарушает права и определенные гарантии граждан по погребению, реализация которых осуществляется посредством специализированных служб, уполномоченных оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе, в связи с чем административные исковые требования прокурора Аксайского района Ростовской области правильно удовлетворены.
При рассмотрении административного иска судами нижестоящих инстанций верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Аксайского районного суда Ростовской области от 22 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 22 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 06 декабря 2022 года
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. Усенко В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.