Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Монмаря Д.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Тарапецкой О.А. по доверенности Баяновой Н.С, поступившую в суд первой инстанции 21 октября 2022 года, на решение Динского районного суда Краснодарского края от 08 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Тарапецкой О.А. к администрации муниципального образования Динской район, управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги заключения соглашения о перераспределении земли и (или) земельных участков.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Тарапецкой О.А. по доверенности Баяновой Н.С, представителя администрации муниципального образования Динской район и управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район Лямкиной А.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тарапецкая О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Динской район, управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги заключения соглашения о перераспределении земли и (или) земельных участков.
Решением Динского районного суда Краснодарского края от 08 апреля 2022 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 июля 2022 года оставлено без изменения решение Динского районного суда Краснодарского края от 08 апреля 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Тарапецкой О.А. по доверенности Баянова Н.С. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
От представителя администрации муниципального образования Динской район и управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район Никифоровой Л.Н. поступили возражения на кассационную жалобу, в которых представитель выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Тарапецкой О.А. по доверенности Баянова Н.С. поддержала доводы кассационной жалобы, настаивала на отмене обжалуемых судебных актов и направлении административного дела на новое рассмотрение.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации муниципального образования Динской район и управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район Лямкина А.В. возражала доводам кассационной жалобы, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении административных исковых требований пришли к выводу о том, что обжалуемые решения органа местного самоуправления приняты в рамках представленных полномочий, в соответствии с нормами права, оснований для признания решений незаконными не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Из материалов дела усматривается, что согласно выписке из ЕГРН от 14 июля 2021 года Тарапецкая О.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 998 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).
28 июля 2021 года Тарапецкая О.А. через филиал ГАУ КК "МФЦ КК" в Динском районе обратилась в администрацию муниципального образования Динской район с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район от 01 сентября 2021 года N 10.01-08/5942 на основании подпунктом 7, 9, 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации Тарапецкой О.А. отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
11 сентября 2021 года и 08 октября 2021 года Тарапецкая О.А. также обращалась в администрацию муниципального образования Динской район с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель, на что также получила отказ по тем же основаниям (от 11 сентября 2021 года N 11092021-108425673-23-11; от 08 октября 2021 года N 08102021-108435523-23112).
В обоснование отказов Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район указано, что в соответствии с картой градостроительного зонирования территории Старомышастовского сельского поселения Динского района, утвержденной решением Совета Старомышастовского сельского поселения от 14 августа 2013 года N 43-56/2 (в редакции от 26 мая 2021 года N 137-13/4), земельные участки с кадастровыми номерами N находятся в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы (Ж-1Б), Правилами землепользования и застройки Старомышастовского сельского поселения Динского района, утвержденными решением Совета Старомышастовского сельского поселения от 14 августа 2013 года N 43-56/2 (в редакции от 26 мая 2021 года N 137-13/4) в зоне Ж-1Б предусмотрены основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в которых минимальная площадь земельного участка составляет 1 кв.м.
В приложенной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь части земель, государственная собственность на которую не разграничена, составляет 3326 кв.м. Кроме того, земельный участок, предполагаемый к перераспределению, имеет доступ к землям общего пользования.
Административным ответчиком также указано, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0401036:571 подано заявление о предоставлении участка в аренду.
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (часть 2 статьи11.3 ЗК РФ).
Как предусмотрено статьей 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях, в том числе, перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (часть 2 статьи 39.28 ЗК РФ).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (часть 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктами 7, 9, 11 части 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно части 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Также пунктом 1 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В приложенной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь части земель, государственная собственность на которую не разграничена, составляет 3326 кв.м. Кроме того, земельный участок, предполагаемый к перераспределению, имеет доступ к землям общего пользования.
Из указанного следует, что из указанного в заявлении административного истца о перераспределении земельного участка имеется возможность образовать самостоятельный земельный участок с иным видом разрешенного использования, что так же является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке перераспределения без проведения торгов.
Как усматривается из материалов дела, представленная схема расположения формируемого земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена без учета норм, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 762, поскольку как верно указано судами нижестоящих инстанций, в схеме неверно указаны границы перераспределяемого земельного участка, в условном обозначении отсутствует граница учтенного земельного участка.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку обжалуемые решения органа местного самоуправления приняты в рамках представленных полномочий, в соответствии с нормами права, оснований для признания решений незаконными не имеется.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Динского районного суда Краснодарского края от 08 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 09 декабря 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Д.В. Монмарь Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.