Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев кассационную жалобу Погосяна Ю.А., действующего в интересах департамента имущественных отношений Краснодарского края, на решение Краснодарского краевого суда от 11 февраля 2022 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 6 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ЗАО "Кубаньоптпродторг" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Кубаньоптпродторг" (далее - общество) обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, равной его рыночной по состоянию на 1 января 2020 года.
Решением Краснодарского краевого суда от 11 февраля 2022 года административный иск удовлетворен частично. Кадастровая стоимость спорного участка установлена в размере его рыночной стоимости, равной 2 641 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года. Датой подачи заявления о кадастровой стоимости спорного земельного участка определено считать 30 сентября 2021 года.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 6 мая 2022 года решение Краснодарского краевого суда от 11 февраля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 2 ноября 2022 года, департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) ставит вопрос об отмене решения Краснодарского краевого суда от 11 февраля 2022 года и апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 6 мая 2022 года. По мнению заявителя, кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена на основании и в соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. Также ссылается на то, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка повлечет уменьшение арендных платежей, что в свою очередь повлияет на наполняемость бюджета.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 ноября 2022 года кассационная жалоба принята к производству.
На основании части 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, под которой в силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 23 марта 2016 года N 0600003562 общество является арендатором спорного земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2020 года и утверждена приказом департамента от 5 октября 2020 года N 1882 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" в размере 3 644 672 рубля.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 14 декабря 2020 года.
Заявляя требования об установлении кадастровой стоимости спорного объекта в размере рыночной стоимости, общество представило в суд отчет об оценке от 9 июля 2021 года N 227/02/21, выполненный оценщиком ООО "Линия Бизнеса", из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2020 года составляет 1 398 400 рублей.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости судом первой инстанции по ходатайству представителя административного истца назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Центр экспертизы и оценки "ЛУЧ".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 24 декабря 2021 года, выполненной экспертом ООО "Центр экспертизы и оценки "ЛУЧ" Дзюбой А.Д, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости составляла 2 641 000 рублей.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, пришли к выводу об установлении рыночной стоимости спорного объекта в соответствии с заключением судебной экспертизы. Суды исходили из того, что составленное экспертом заключение выполнено с учетом законодательства об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Утверждения кассационной жалобы о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Обществом реализовано право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Весь комплекс условий, установленных для этого нормативно-правовыми актами, административным истцом соблюден.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы жалобы об уменьшении поступлений в бюджет в результате пересмотра кадастровой стоимости, поскольку право на установление кадастровой стоимости в размере, равном его рыночной стоимости, установлено частью 1 статьи 245 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Принимая во внимание изложенное, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 11 февраля 2022 года и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 6 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.