Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Песоцкого В.В, судей Комбаровой И.В, Лозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску У.В.Н. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о возложении обязанности принять решение о предоставлении жилого помещения по кассационной жалобе У.В.Н. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 30 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, объяснения представителя У.В.Н. - Гончарову О.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
У.В.Н. обратилась с иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о возложении обязанности принять решение о предоставлении ей, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилого помещения на территории муниципального образования город-курорт Анапа.
В обоснование исковых требований истец указала на то, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец полагает, что она не обеспечена полагающимся ей по закону благоустроенным жилым помещением по вине ответчиков.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 30 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 декабря 2021 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе У.В.Н. поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов по данному делу, как принятых с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Представители отвечиков, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте четвертого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела судами допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, У.В.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей.
Её мать У.Е.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец У.Н.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением Благодарненского районного суда Ставропольского края от 20 сентября 2007 года лишен родительских прав.
В 2016 году У.В.Н. достигла совершеннолетия.
С 15 сентября 2020 года истец зарегистрирована по постоянному месту жительства на территории муниципального образования города-курорта Анапа Краснодарского края.
15 июня 2021 года У.В.Н. обратилась в Министерство труда и социального развития Краснодарского края с заявлением о предоставления ей, как лицу, являющемуся сиротой и оставшемуся без попечения родителей, жилого помещения в г. Анапе.
В соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края N 1002-жс от 15 июня 2021 года У.В.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, 22 июня 2021 года У.В.Н. направлено соответствующие уведомление N 204-136-03-14825/21.
По состоянию на 30 августа 2021 года У.В.Н. включена в вышеуказанный список по муниципальному образованию город-курорт Анапа и состоит в списке под N. Благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ей не предоставлено.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Министерство труда и социального развития Краснодарского края осуществляет мероприятия по ежегодному предоставлению субвенций бюджету муниципального образования город-курорт Анапа для осуществления отдельных государственных полномочий в части обеспечения детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в пределах выделенных лимитов, поэтому право У.В.Н. на обеспечение жилым помещением не нарушено.
С данными выводами и их правовым обоснованием согласилась судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда, указав, что они основаны на нормах федерального законодательства и законов Краснодарского края, которое не предусматривает возможность предоставления жилья вне установленного порядка.
Указанные выводы судебных инстанций являются ошибочными и основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Такая очередность не установлена и положениями Закона Краснодарского края от 3 июня 2009г. N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" (статьи 5, 7).
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, выводы судов о том, что права истца не нарушены, поскольку она включена в данный Список, не основан на нормах законодательства и не соответствует установленным обстоятельствам дела, в соответствии с которыми ее право на обеспечение благоустроенным жилым помещением не реализовано.
Выводы суда со ссылками на размер денежных средств, выделенных на приобретение жилых помещений детям-сиротам в соответствии с Законом Краснодарского края от 23 декабря 2020 года N 4380-K3 "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, так как права истца, гарантированные законом, не могут быть поставлены в зависимость от отсутствия требуемого объема финансирования или длительной процедуры бюджетного процесса.
В связи с этим вынесенные судебные постановления нельзя признать отвечающими требованиям законности (статья 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного чудо общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами допущены нарушения норм права, которые являются существенными и которые не могут быть устранены без нового рассмотрения дела, в связи с чем, находит нужным отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 декабря 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи И.В. Комбарова
Н.В. Лозовая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.