Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ю.Ю. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А.А, П.Е. к администрации Адлерского района г. Сочи, администрации г. Сочи, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края о признании права на единовременную финансовую помощь, о включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи по кассационной жалобе администрации Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 09.11.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09.03.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав представителя Министерства гражданской обороны чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности Н.А, судебная коллегия
установила:
Ю.Ю, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А.А. и П.Е. обратилась в суд с иском к администрации Адлерского района г. Сочи и администрации г. Сочи, в котором просила установить факт постоянного проживания Ю.Ю, А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с декабря 2020 года в помещении "адрес"; признать за Ю.Ю, А.А, П.Е, право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на каждого; признать за Ю.Ю, А.А, П.Е. право на получение единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. на каждого; обязать администрацию Адлерского района г. Сочи включить Ю.Ю, А.А, П.Е, в списки граждан РФ, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, имеющих право на получение материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 09.11.2021 исковые требования Ю.Ю, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А.А. и П.Е. удовлетворены частично. С.А. восстановлена на работе в должности начальника отдела кадров в структурном подразделении администрации ООО "Заря"; взыскан с ООО "Заря" в пользу С.А. средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 84 192 руб.; компенсация морального вреда 1 000 руб.; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Разрешен вопрос о взыскании судебных расходов.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09.03.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрации Адлерского района г. Сочи просит отменить указанные судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что судами дана ненадлежащая оценка тому обстоятельству, что истец и ее несовершеннолетние дети на момент чрезвычайной ситуации были зарегистрированы по другому адресу, что свидетельствует об отсутствии права истца и ее несовершеннолетних детей на получение материальной помощи.
В судебном заседании представитель Министерства гражданской обороны чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности Н.А. относительно доводов кассационной жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя кассатора, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, истцы Ю.Ю, А.А, П.Е, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками жилого помещения N в жилом "адрес".
В результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением из-за обильных осадков в период 4- ДД.ММ.ГГГГ, был затоплен первый этаж жилого "адрес", в связи с чем пострадало все имущество, находившееся в квартире, в том числе новые холодильник и стиральная машина, предметы мебели, личные вещи.
Истец в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей обратилась в созданную при администрации Адлерского района города Сочи комиссию по оказанию материальной помощи лицам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации. Однако, получила отказ во включении в списки граждан РФ, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате ЧС, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, по причине отсутствия регистрации в жилом помещении N в жилом "адрес" в "адрес".
Так, согласно постановлению муниципального образования городской округ город-курорт Сочи от 09.07.2021 N 1378 "Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края 4-5 июля 2021 года" материальная помощь выплачивается лицам, проживающим и имеющим регистрацию по месту жительства в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации.
Согласно вышеуказанному правовому акту, территория муниципального образования город-курорт Сочи включена в зону чрезвычайной ситуации.
Постановлением муниципального образования городской округ город-курорт Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N определен порядок оказания гражданам единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
В результате чрезвычайной ситуации - подтопления на территории Адлерского района города Сочи 4-5 июля 2021 года вышеуказанному жилому дому и имуществу в нем причинен ущерб.
На момент чрезвычайной ситуации истцы Ю.Ю, А.А, Н.Е. не были зарегистрированы в указанном жилом доме.
При этом, судами установлено, что представленными истцом документами подтверждается факт их постоянного проживания в пострадавшем от подтопления жилом помещении, а именно: справкой из полиции, квитанциями об оплате коммунальных услуг, фотографиями.
Так же в акте обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением территорий в период 4-5 июля 2021 г. истцы указаны в графе адрес места жительства и члены семьи пострадавшего (совместно проживающие).
Актом обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением территорий в период 4-5 июля 2021 г. от 10.07.2021, также подтвержден факт причинения ущерба имуществу, находящемся в жилом помещении.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 8 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления принимают участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определения случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 N 1928 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Во исполнение указанных Правил МЧС России 03.10.2014 разработаны и утверждены Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий N 2-4-87-24-7, согласно которым при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
4-5 июля 2021 года на территории муниципального образования городской округ г.-к. Сочи Краснодарского края произошло чрезвычайное происшествие - подтопление.
Постановлением администрации г. Сочи от 09.07.2021 N 1378 утвержден порядок оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов, вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ г-к. Сочи 4-5 июля 2021 года.
Порядком установлены процедура и условия оказания единовременной материальной и финансовой помощи гражданам Российской Федерации, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. 3 Порядка пострадавшими признаются граждане Российской Федерации, которые на день введения режима чрезвычайной ситуации постоянно проживали в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором они зарегистрированы по месту жительства.
В силу статьи 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Под постоянным местом жительства понимается место, где гражданин обосновался в силу сложившихся обстоятельств. Под местом преимущественного проживания понимается место, где гражданин проживает больше, чем в других местах, либо вынужден в этом месте находиться в силу сложившихся обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Закона граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым статьи 2 Закона определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Абзацем восьмым статьи 2 Закона установлено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания.
Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами первой и апелляционной инстанций не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 09.11.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09.03.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.