Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хостинского района г. Сочи в интересах Э.Г. к администрации Хостинского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи о признании права на оказание единовременной материальной и финансовой помощи по кассационной жалобе администрации муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края на решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 26.10.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21.02.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав представителя Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности А.Н, судебная коллегия
установила:
прокурор Хостинского района г. Сочи обратился в суд в интересах Э.Г. с иском к администрации Хостинского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, в котором просил признать Э.Г. постоянно проживающим в домовладении, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, расположенном по адресу: "адрес", признать право Э.Г. на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в установленном законодательством размере в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город-курорт Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости, гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов, вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края 4-5 июля 2021 года", установить, что решение суда является основанием для включения Э.Г. в списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи, предусмотренных законодательством. В соответствии со статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратить настоящее решение к немедленному исполнению, указав в резолютивной части, что оно является основанием для включения Э.Г. в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования город Сочи в период с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, имеющих право на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи, предусмотренных законодательством.
Решением Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 26.10.2021 исковые требования прокурора Хостинского района г. Сочи удовлетворены частично. Э.Г. признан постоянно проживающим в домовладении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации 4-5 июля 2021 года, расположенном по адресу: "адрес". Признано право Э.Г. на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в установленном законодательством размере в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования город-курорт Сочи от 09.07.2021 N 1378 "Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов, вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края 4-5 июля 2021 года". Указано, что настоящее решение суда является основанием для включения Э.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи, предусмотренных законодательством. В части обращения решения суда к немедленному исполнению отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21.02.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что судами не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что Э.Г. на момент чрезвычайной ситуации не был зарегистрирован в пострадавшем домовладении, что является основанием для отказа ему в выплате. Указывает, что у Э.Г. отсутствует право на получение единовременной материальной помощи.
В судебном заседании представитель Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности А.Н. доводы кассационной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ввиду выпадения обильных осадков в период с 4 по 5 июля 2021 года на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, произошли подтоплении жилых домов, объектов социальной сферы и культуры, размытие автомобильных дорог муниципального и краевого значения, создалась угроза жизни и здоровью людей, проживающих в городе Сочи, в связи с чем, Постановлением главы муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 05.07.2021 N 1300 "О введении режима функционирования "чрезвычайная ситуация" на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" введен режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи.
Согласно указанному правовому акту, территория городского округа г-к. Сочи Краснодарского края включена в зону чрезвычайной ситуации.
Также установлено, что Э.Г, проживающий в жилом "адрес", попавшем в зону подтопления, ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Хостинского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи с заявлением о включении его и трех несовершеннолетних детей в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования город Сочи в период с 04.07.2021 на 05.07.2021, имеющих право на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи, предусмотренных законодательством.
Решением администрации Хостинского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано во включение в списки, в связи с отсутствием документов, подтверждающих постоянную регистрацию по месту жительства.
Также установлено, что жилой дом по адресу "адрес" является постоянным местом жительства Э.Г.
Данный факт подтверждается представленными письменными доказательствами, а именно, справкой УУП ОУУГТ и ПДН ОП (Хостинский район) УВД по г. Сочи, из которой следует, что Э.Г. проживает в данном жилом доме с 2002 года, свидетельством о регистрации по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, копией домовой книги, из которой следует, что супруга Э.Г. и его дети зарегистрированы по месту жительства в указанном жилом доме.
Так же Э.Г. суду представлены доказательства, что направляемая в его адрес почтовая корреспонденция поступает на адрес "адрес".
В результате чрезвычайной ситуации - подтопления на территории муниципального образования город-курорт Сочи в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ домовладению, расположенному по адресу: "адрес" находящемуся в нем имуществу причинен ущерб, что подтверждается:
актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;
заключением об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате чрезвычайной ситуации.
Суд первой инстанции пришел выводу о наличии у Э.Г. права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи, с данными выводами суда согласился и суд апелляционной инстанции, так как материалами дела подтвержден факт постоянного проживания Э.Г. по адресу: "адрес", право Э.Г. на получение мер социальной поддержки прямо предусмотрено действующим законодательством.
Такие выводы признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 8 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления принимают участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 N 1928 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Во исполнение указанных Правил МЧС России были разработаны и утверждены ДД.ММ.ГГГГ N Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которым, при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства), граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Постановлением Администрации муниципального образования город-курорт Сочи от 09.07.2021 N 1378 "Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края 4-5 июля 2021 года" установлены процедура и условия оказания единовременной материальной и финансовой помощи гражданам Российской Федерации, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 N 1022 "Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края" (в редакции Постановления губернатора Краснодарского края N 678 от 25.10.2018) определен Порядок оказания гражданам единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости.
Данный Порядок устанавливает процедуру и условия оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края.
Пунктом 3 Порядка установлено, что предоставление пострадавшим гражданам Российской Федерации (далее - граждане) единовременной материальной помощи осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края при соблюдении следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Предоставление пострадавшим гражданам единовременной финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
При этом, в силу п.11 Порядка, при отсутствии у граждан необходимых документов, подтверждающих право на получение выплат, предусмотренных Постановлением N 1022, граждане включаются в списки на основании принятых судебных решений, устанавливающих факт их постоянного проживания, признании его пострадавшим в результате ЧС, в целях получения единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости (частичной или полной).
В силу статьи 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Под постоянным местом жительства понимается место, где гражданин обосновался в силу сложившихся обстоятельств. Под местом преимущественного проживания понимается место, где гражданин проживает больше, чем в других местах, либо вынужден в этом месте находиться в силу сложившихся обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Закона граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым статьи 2 Закона определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Абзацем восьмым статьи 2 Закона установлено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания.
Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 26.10.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21.02.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.