Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Макаровой Е.В, Дурневой С.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО10 к Государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда РФ в городе-курорте Геленджике Краснодарского края об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости по кассационной жалобе представителя ФИО8 по доверенности ФИО9 на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 22 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения истца ФИО8, судебная коллегия
установила:
ФИО8 обратилась в суд с иском к ГУ - управлению Пенсионного Фонда РФ в городе Геленджике Краснодарского края, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просила признать незаконными решения ГУ- управления Пенсионного Фонда РФ в городе Геленджике Краснодарского края от 22 июня 2020 года и 31 марта 2021 года, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы: с 10 ноября 1995 года по 9 июля 1999 года в должности заведующей инфекционным отделением в Зеленчукском территориальном медицинском объединении в льготном исчислении - один год работы за год и шесть месяцев, с 21 февраля 2000 года по 16 августа 2004 года в должности врача-терапевта в ЗАО "Санаторий "Голубая волна" в календарном исчислении, а также периоды прохождения курсов повышения квалификации с 1 октября 1997 года по 23 декабря 1997 года, с 22 декабря 1999 года по 21 апреля 2000 года, с 4 мая 2005 года по 3 июня 2005 года, с 11 мая 2009 года по 6 июня 2009 года, с 1 декабря 2015 года по 14 декабря 2015 года, и назначить указанную пенсию со дня обращения в пенсионный орган - с 13 марта 2020 года.
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 22 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО8 отказано.
Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2021 года в порядке части 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации осуществлена замена стороны ответчика ГУ - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Геленджике Краснодарского края на правопреемника: ГУ - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2022 года решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 22 июля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель истца по доверенности ФИО9 просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО8 удовлетворить, в связи с тем, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование жалобы указано, что ФИО8 осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населению в учреждениях здравоохранения с апреля 1983 года, что подтверждается трудовой книжкой, на дату обращения в пенсионный орган стаж ее работы составлял более 30 лет.
Полагает, что суды необоснованно отказали в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы и прохождения курсов повышения квалификации, повторяя позицию, изложенную в исковом заявлении, апелляционной жалобе.
Ссылается на пункт 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и 6 месяцев, которым предусмотрены должности: врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность в больницах всех наименований.
Считает, что организационно-правовая форма ЗАО Санаторий "Голубая волна" г. Геленджика, в котором истец осуществляла врачебную деятельность с 21 февраля 2000 года по 16 августа 2004 года, не должна ограничивать пенсионные права ФИО8
В судебное заседание суда кассационной инстанции явилась истец ФИО8
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения истца ФИО8, поддержавшей жалобу, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что 12 марта 2020 года ФИО8 обратилась в ГУ - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Геленджике Краснодарского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР г. Геленджика N от 22 июня 2020 года с изменениями, внесенными решением от 31 марта 2021 года, ФИО8 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, ввиду отсутствия требуемого специального стажа - 30 лет.
Согласно решению, специальный стаж ФИО8 в бесспорном порядке составляет 20 лет 7 месяцев и 14 дней. При этом, пенсионный орган не засчитал в специальный стаж истца период ее работы с 21 февраля 2000 года по 16 августа 2004 года в ЗАО "Санаторий "Голубая волна", а также засчитал в календарном исчислении период ее работы с 10 октября 1995 года по 9 июля 1999 года в должности заведующей инфекционным отделением в Зеленчукском территориальном медицинском объединении.
Согласно записям в трудовой книжке, ФИО8 осуществляет лечебную деятельность, работая в том числе: с 10 ноября 1995 года по 9 июля 1999 года в должности заведующей инфекционным отделением в Зеленчукском территориальном медицинском объединении; с 21 февраля 2000 года по 16 августа 2004 года в должностях врача-терапевта, заместитель главного врача в ЗАО "Санаторий "Голубая волна".
Спорный стаж ФИО8 с 10 октября 1995 года по 9 июля 1999 года имел место до регистрации ее 21 декабря 1999 года в системе государственного пенсионного страхования.
Из уточняющей справки ГБУЗ "Зеленчукская центральная районная больница" от 21 мая 2020 года следует, что в период с 10 октября 1995 года по 9 июля 1999 года ФИО8 работала в Зеленчукском территориальном медицинском объединении в должности заведующей инфекционным отделением; врач-инфекционист по внутреннему совместительству с 10 октября 1995 года, на курсах повышения квалификации ФИО8 не находилась.
Как следует из уточняющей справки ГБУЗ "Городская больница города-курорта Геленджик" от 10 июня 2020 года N период нахождения ФИО8 на курсах повышения квалификации с 22 декабря 1999 года по 21 апреля 2000 года не указан.
Согласно Уставу ЗАО "Санаторий "Голубая волна" целью деятельности общества является расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли. Общество осуществляет следующие основные виды деятельности: организация лечения и отдыха граждан, оказание оздоровительных услуг; оказание транспортных услуг; организация торговли товарами народного потребления; организация спортивно-туристической деятельности; другие виды деятельности, не запрещенные законодательством.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями стати 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение", пришел к обоснованному выводу о том, что из представленных документов за период работы в Зеленчукском территориальном медицинском объединении не усматривается осуществления истцом врачебной деятельности, организация ЗАО "Санаторий "Голубая волна" г. Геленджик не является учреждением здравоохранения Российской Федерации и не поименована в Списке N781 должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в связи с чем с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", спорные периоды работы истца не подлежат включению в указанный стаж, также не подлежат включению в стаж вышеуказанные периоды отпусков для прохождения курсов повышения квалификации, поскольку в представленных документах для назначении пенсии и сведениях индивидуального счета застрахованного лица данные периоды не значатся.
Суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признал выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права при их соответствии установленным обстоятельствам дела, обоснованно руководствуясь следующим.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона, одним из условий установления страховой пенсии но старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как являются выраженным несогласием с оценкой судов установленных по делу обстоятельств, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены судебных постановлений.
Вопреки доводам кассационной жалобы, оснований для льготного исчисления специального стажа ФИО8 в период работы с 10 октября 1995 года по 9 июля 1999 года, на основании постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, не имеется.
Так, пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам-судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
При этом, ФИО8 в указанный период не осуществляла лечебную деятельность в вышеуказанных учреждениях здравоохранения и указанных должностях.
Доводы о том, что организационно-правовая форма ЗАО "Санаторий "Голубая волна" не влияет на пенсионные права истца, также отклоняются судебной коллегией ввиду следующего.
Судами исследовались уставные документы ЗАО "Санаторий "Голубая волна", представленные истцом в материалы дела. Согласно Уставу, целью деятельности общества является расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли. Общество осуществляет следующие основные виды деятельности: организация лечения и отдыха граждан, оказание оздоровительных услуг; оказание транспортных услуг; организация торговли товарами народного потребления; организация спортивно-туристической деятельности; другие виды деятельности, не запрещенные законодательством.
Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в графе "Наименование учреждений" в числе учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, предусматривает санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
Из представленных документов не усматривается, что работа ФИО8 врачом-специалистом в ЗАО "Санаторий "Голубая волна" засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии со Списком, утвержденным установлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
Доводы о нахождении ФИО8 на курсах повышения квалификации не нашли своего подтверждения в ходе анализа материалов гражданского дела, относимых и допустимых доказательств прохождения курсов истцом, вопреки положениям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 22 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО8 по доверенности ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.