Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 ноября 2005 г. N А05-4889/05-10
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д. и Михайловской Е.А.,
рассмотрев 08.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.06.2005 по делу N А05-4889/05-10 (судья Пигурнова Н.И.),
установил:
Муниципальное коммунальное предприятие "Холмогоры" (далее - МКП "Холмогоры", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу; далее - инспекция) от 21.03.2005 N 09-14/1596дсп о привлечении предприятия к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость.
Решением суда от 03.06.2005 требования МКП "Холмогоры" удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт. По мнению подателя жалобы, средства, полученные предприятием от органов социальной защиты населения муниципального образования "Холмогорский район" (далее - органы социальной защиты населения), являются финансовой помощью и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ.
О времени и месте слушания дела стороны извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку уточненных налоговых деклараций предприятия по налогу на добавленную стоимость за апрель - октябрь и декабрь 2003 года, а также за январь - сентябрь 2004 года. По результатам проверки налоговый орган составил акт от 18.02.2005 N 09-14/964дсп и вынес решение от 21.03.2005 N 09-14/1596дсп о привлечении МКП "Холмогоры" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа, а также доначислил предприятию налог на добавленную стоимость.
Основанием для принятия решения послужил вывод инспекции о том, что предприятие занизило базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость. По мнению инспекции, МКП "Холмогоры" неправомерно не включило в налогооблагаемую базу суммы, полученные от органов социальной защиты населения на возмещение расходов предприятия в связи с оказанием им коммунальных услуг с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством.
МКП "Холмогоры" не согласилось с решением инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд установил, что предприятие оказывает коммунальные услуги населению, в том числе с учетом льгот, установленных федеральным законодательством для отдельных потребителей - инвалидов; ветеранов; малоимущих; многодетных семей; реабилитированных жертв политических репрессий; граждан, подвергшихся воздействию радиации; героев социалистического труда.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 154 НК РФ, суд сделал вывод о том, что предприятие правомерно определяло облагаемую налогом на добавленную стоимость базу, исходя из фактических цен реализуемых услуг, в том числе цен, по которым МКП "Холмогоры" оказывало коммунальные услуги отдельным потребителям, пользующимся льготами на основании федерального законодательства.
Изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Таким образом, суд сделал обоснованный вывод о том, что в данном случае база, облагаемая налогом на добавленную стоимость, подлежала определению исходя из фактических цен, по которым предприятие предоставляло коммунальные услуги потребителям.
Ссылка налогового органа на то, что средства, полученные предприятием от органов социальной защиты населения, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, правомерно отклонена судом.
Как следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ база, облагаемая налогом на добавленную стоимость, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В пункте 1 статьи 39 НК РФ указано, что реализацией услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. В данном случае предприятие не оказывало коммунальных услуг органам социальной защиты населения, следовательно, полученные предприятием денежные средства не являются платой за реализованные услуги. В связи с этим подпункт 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ не подлежит применению к отношениям, возникшим между предприятием и органами социальной защиты населения.
Суд установил, что указанные средства являются компенсацией расходов, понесенных МКП "Холмогоры" в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученной от уполномоченного на то государственного органа. В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ данные средства не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для отмены принятого по делу судебного акта нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03.06.2005 по делу N А05-4889/05-10 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 ноября 2005 г. N А05-4889/05-10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника