Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Д.А. к администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края о признании права на единовременную материальную помощь и единовременную финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации по кассационной жалобе К.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21.03.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав К.В. и ее представителя по заявлению А.Ю, представителя администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края по доверенности Т.В, представителя Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности Н.А, судебная коллегия
установила:
К.В. обратилась в суд с иском в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Д.А, в котором просила о признании истцов постоянно проживающими по адресу: "адрес" и пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, в связи с выпадением осадков в виде дождя ДД.ММ.ГГГГ на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района; признании права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб, финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 руб.; возложении обязанности на ответчика включить в соответствующие списки.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 08.12.2021 исковые требования К.В, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Д.А. удовлетворены. К.В. и несовершеннолетний Д.А. признаны постоянно проживающими в жилом доме по адресу: "адрес" "б", признано за К.В, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Д.А, право на оказание единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб, финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 руб. Суд обязал администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края включить К.В, Д.А. в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя ДД.ММ.ГГГГ на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и в список граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя ДД.ММ.ГГГГ на территории Темрюкского городского поседения Темрюкского района, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21.03.2022 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований К.В, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Д.А.
В кассационной жалобе К.В. просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта дана оценка только информации о регистрации истца, указанной в ее паспорте, при этом не дана надлежащая оценка справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Темрюкскому району, а также выписке из истории развития ребенка, которые подтверждают факт постоянного проживания истца с несовершеннолетним ребенком по адресу: "адрес" "б". Указывает, что судом апелляционной инстанции неверно применены нормы материального права о регистрации граждан по месту жительства и о порядке определения фактического проживания.
В судебном заседании К.В. и ее представитель по заявлению А.Ю, доводы кассационной жалобы поддержали, представитель администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края по доверенности Т.В, возражает относительно доводов кассационной жалобы, представитель Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности Н.А. доводы кассационной жалобы поддержала, просит направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ДД.ММ.ГГГГ на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края произошла чрезвычайная ситуация, связанная с выпадением обильных осадков в виде дождя, в связи с чем Распоряжением главы администрации МО Темрюкский район от ДД.ММ.ГГГГ N-р введен режим "Чрезвычайная ситуация".
К.В. обратилась в администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края в целях включения в список граждан на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ за N администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района истцу было отказано во включении в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Судом также установлено, что местом регистрации истца, и ее малолетнего сына Д.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является "адрес".
Кроме того, из представленных в материалы дела актов обследования жилого дома и утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации от 13.08.2021, подписанных собственником спорного жилого дома Е.В, не усматривается, что в домовладении имеется имущество, принадлежащее истцам.
В ходе осмотра домовладения членами комиссии установлено, что в жилом помещении по адресу: "адрес" "б" утрачено имущество первой необходимости, однако указано на то, что уровень воды в доме был 20 см, что не может служить подтверждением полной утраты имущества, с учетом того, что собственник домовладения получила соответствующие выплаты по данным обстоятельствам.
Также в акте комиссии и заключении об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан имеется ссылка на затопление хозяйственной постройки - летней кухни, которая в силу закона и технических характеристик, функционального назначения, не является жилой.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установив, что представленными в обоснование исковых требований доказательствами подтверждается проживание истцов по адресу: "адрес" "б", пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции и установив, что местом регистрации истца, и ее малолетнего сына Д.А, является "адрес", и в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено бесспорных и надлежащих доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания в домовладении, расположенном по адресу: "адрес" "б" которое пострадало в результате обильных осадков, имевших место 13.08.2021 пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований К.В.
Между тем, суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 8 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления принимают участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Постановлением администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 18.08.2021 N 890 "Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости граждан Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением обильных осадков в виде дождя 13.08.2021 на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района" утвержден порядок оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка пострадавшими являются граждане Российской Федерации, которые, на день введения режима чрезвычайной ситуации постоянно проживали в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором они зарегистрированы по месту жительства, а также нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 2 Порядка граждане, пострадавшие в результате ЧС имеют право на единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека и финансовую помощь в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей.
При этом для получения единовременной материальной помощи обязательным является одновременное наличие следующих составляющих: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС.
Для получения финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости обязательным является одновременное наличие следующих составляющих: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону ЧС и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином части или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС.
В силу статьи 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Под постоянным местом жительства понимается место, где гражданин обосновался в силу сложившихся обстоятельств. Под местом преимущественного проживания понимается место, где гражданин проживает больше, чем в других местах, либо вынужден в этом месте находиться в силу сложившихся обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Закона граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым статьи 2 Закона определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Абзацем восьмым статьи 2 Закона установлено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания.
Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (ч. 1 и 4 ст. 67 ГПК РФ).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (ч. 4 ст. 198 ГПК РФ; норма приводится в редакции, действовавшей на момент разрешения дела судом).
Суд апелляционной инстанций не выполнил предусмотренные приведенными выше положениями гражданского процессуального закона обязанности и не дал оценку представленным истцом справкам, подтверждающим фактическое проживание К.В. и ее несовершеннолетнего ребенка Д.А. по адресу: "адрес" "б".
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований нельзя признать правомерным, поскольку он постановлен без установления юридически значимых обстоятельств, в связи с чем, является преждевременным.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21.03.2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Краснодарский краевой суд.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.